Эхом голос раздается или работа с большой группой. (Уголок инструктора)

12.01.2018

В августе 2017 меня попросили провести три занятия по йоге для ребят, занимающихся спортивными танцами. Занятия проходили на базе отдыха Циолковский, что довольно далеко от города, но зато на природе. Опыт для меня интересный и необычный.

Уже три года я привык работать в малых группах, когда знаешь учеников по именам и имеешь возможность подойти к каждому лично и поправить технику выполнения. Здесь меня сразу предупредили, что ребят будет много. Насколько много я понял только тогда, когда вошел в зал.

Мне сразу вспомнилось, как один мой хороший коллега проводил городское мероприятие на базе одной из школ г. Самары и пригласил меня провести небольшую разминку. Это был мой первый опыт проведения занятия для большого количества людей. Тогда я отказался от микрофона, и под оглушающе громкую музыку, жестами пытался показывать правильное выполнение упражнений. Дети повторяли за мной все движения и даже те, что не входили в программу (терли плечи и указующе размахивали руками). Надо отметить, те ребята были незнакомы с показываемыми техниками. И местами занятие превращалось в веселую куча малу.

Ещё через год после этого я столкнулся с большими группами дошкольников, которые хотели дружить со мной, но заниматься были не намерены. Эта неуправляемая маленькая армия могла за мгновение разбежаться по разным уголкам зала. Собрать их было очень сложно. Поэтому я с трепетом отношусь к настоящим педагогам физической культуры в дошколке. Мне довелось увидеть, как работает женщина, которая учила уже детей своих выпускников. Её опыт я применяю на своих малых группах для дошколят. Это целая наука.

Всё это вспомнилось мне, когда я вошел в спортивный зал. Эхо моего голоса разнеслось по пространству. Мне сказали, что будет примерно 70-80 человек. Притом соотношение возрастов будет самое разное, будет много ребят из начальной школы и ребята, которые уже давно занимаются. С любопытством я затаил дыхание.

Зал начал заполняться. Пенковые коврики мелькали в руках. Резинки от ковриков летали по залу. Дети теснились друг к другу. Вскоре зал был полон. На меня смотрели заинтересованные, румяные лица. Занятие началось. Как обычно я давал функциональную разминку, потом два блока на растяжку, комплекс по йоге и в конце упражнения на расслабление. Что меня приятно удивило в этих детях, это их дисциплинированность. Я не могу сказать, что они не хулиганили (все дети немного хулиганят), но эти дети делали это вежливо, стараясь не мешать. Были моменты, когда в зале царила тишина (поверьте, это не так часто бывает даже на тренировках в малых группах). И я не заметил, как занятие подошло к концу. Потом дети подбегали ко мне и задавали вопросы «А сколько по времени профессиональный йог может выполнять упражнение?», «А почему многие йоги занимаются босиком?» и т.д. На все вопросы дал подробные ответы и дети с любопытствующим «Ууу» разбежались.

В целом мне очень понравилось работать с этими ребятами. Но есть два важных момента, которые я вынес, работая с большими группами: 1) при выполнении упражнений нужно всегда вести счет и 2) при упражнениях на расслабление не лежать вместе со всеми, а следить за дисциплиной. Первый момент мне подсказал мой инструктор ещё шесть лет назад. Второй пришел ко мне с практикой (ибо стоит лечь и закрыть глаза инструктору, как «просыпается мафия»).

Работать на больших группах важно и нужно, в рамках семинара или обучающего тренинга. Для длительной эффективной работы, я буду рекомендовать группы до 15 человек. Полученный мною опыт точно пригодится и надеюсь, ребятам, с которыми я занимался, тоже стало немного понятнее, что такое йога и какой она может быть.