Формальная йога или "гореть своим делом". (Уголок инструктора)

18.01.2018

Приближаясь к концу первого тома сочинений В.В. Розанова, натолкнулся на тему раскола русской церкви. У меня к религии своё отношение. Если очистить религиозный акт от внешних атрибутов и оставить только внутреннее содержание, то религия – это, в первую очередь, искренняя вера в определенные ценности. Людей с ценностями я всегда уважал. Не уважал и не уважаю тех, кто под прикрытием ценностей преследует меркантильные цели. Поэтому сочинение Розанова скорее заинтересовало меня с точки зрения того, как в людях рождается духовность и куда она девается.

Продать веру за хлеб.
Для йоги – это больная тема. Мне с определенной периодичностью поступают приглашения на семинары, йога-туры, выступления духовных учителей и т.д. Приглашения бывают в форме требования: «Приди-заплати-одухотворись». Иногда такие семинары выглядят как мольба о помощи. У «духовного учителя» кончаются деньги, и он всеми силами пытается сформировать потребность у людей посетить его семинар, иначе ему нечем будет питаться.

К слову сказать, тот же Розанов хоть и был писателем-философом – умер в нищете. Духовность не всегда идет об руку с достатком. Поэтому есть опасность в погоне за деньгами растерять искреннюю веру в свои ценности. Или наоборот, борясь за принципы умереть от голода. Отсюда поездки с семинарами по стране и агрессивное заманивание людей. И оттуда же пропаганда ценностей, в которые сам инструктор или писатель уже не верит. Проповедует, чтобы платили. Дух продается за хлеб.

Суетный, ибо как все.
У Розанова есть хорошая отсылка на Кельсиева:
«При входе в крестьянские избы я часто был встречаем словами: «Мы не христиане». На вопрос: «Что же вы, нехристи?» - отвечали: «Как же, мы во Христа веруем, но мы по Церкви, люди мирские, суетные». – «Так отчего же вы не христиане, если веруете во Христа?» - «Христиане те, что по старой вере; они молятся не по-нашему, а нам некогда».

Для Розанова, люди « по Церкви» - это те, что выполняют ритуалы, свечки ставят, посты соблюдают, иконы вешают, но делают это формально. Все так делают, а верить по-настоящему «а нам некогда». Люди «по старой вере» - это те, что верой горят. И опять, абстрагируясь от церкви и религий: есть люди, которые своим делом живут, а есть те, кто формально исполняют его. Проблема, которую Розанов затрагивает, на мой взгляд, много глубже. Сейчас, когда человек говорит: «Нужно быть добрым», он говорит это не оттого, что чувствует так, а оттого, что принято так говорить. Он не горит идеей «добра», он её повторяет за другими, но не верит в неё. А там, где нет веры и правды – нет духовности.

Тайно верующие обманщики.
Формальный подход к духу и оперирование идеями, в которых нет веры, так же, как желание сделать из духовных ценностей - материальные, приводит к духовному обнищанию. Вся жизнь человека пронизана «духоборчеством», но проблема «потери смысла» человеком происходит от невозможности найти устойчивую опору в жизни. Откуда ей взяться, когда основополагающие принципы обесцениваются?

Идрис Шах много писал об этом в книге «Учиться как учиться». Формальное отношение к ценностям, может быть забавным на первых порах. Человеку может понравиться быть выше всех «глупых» понятий. Может понравиться вешать лапшу на уши простачкам, желающим духовного просветления. Но даже «формальный учитель» или «коммерческий духовный лидер» - не захотят жить в мире, в котором не во что верить. Они тоже в поиске, хоть их поиск и сопряжен с обманом.

Эта тема относится не только к йоге и философии. "Духоборчество" - это скорее образ жизни. Своим делом нужно гореть. Нужно гореть тем, что ты делаешь и жить в правде. Может быть, это не так прибыльно и ты не соберешь стадионы послушников, но зато будешь твёрдо стоять на своих принципах, и тебе будет, во что искренне верить. По-моему, этого и ищет большинство людей, и я не вижу никаких преград, чтобы так не жить.