О детских тайнах и шушуканьях. (Исторические заметки)

18.01.2018

Довольно много ситуаций набралось с «тайными» детскими сообществами. Это собрание двух-трех детей перешептывающихся друг с другом на какую-то очень важную тему. Такие объединения довольно безобидны, но могут мешать занятию йогой. Особый смак для детей составляет возможность сокрытия чего-то от учителя.

Помню, когда был в младшей школе, то я и несколько моих товарищей играли в шпионов, вели секретные документы, придумывали друг другу сценические имена и проползали под партами на продленке. Нам тогда казалось, что учителя довольно глупые и вряд ли смогут заметить, как мы убегаем с урока или передаем тайные записки. Теперь имею счастье видеть таких же «шпионов», но уже с другой стороны.

Проводил занятие у дошкольников. Мальчик и девочка почти без слов, подмигнули, покивали друг другу, а потом одновременно подняли руки. «Артем Михайлович, а можно мне выйти?» - протянул девчачий голосок. «О, и мне можно выйти?» - как бы невзначай, спросил мальчишка лет пяти. А я смотрю на них и думаю, как же можно не заметить этот озорной огонек в глазах? Невозмутимо говорю: «Конечно можно… По одному». «Но мы хотим вдвоем» - сливая тайный план, хором говорят дети. «Это, чтобы в коридоре пошушукаться?» - совсем раскрывая карты, говорю я. Дети смущенно улыбаются. «Вот занятие закончится, и тогда в коридоре пошушукаетесь, хорошо?». Ребята кивают.

Со мной тоже хитрили, когда я начинал работать. Бывало на занятиях в младшей школе, поднимали руки несколько человек, чтобы выйти. Из гуманных соображений отпускал всех троих, а то вдруг очень хочется, а я такой злой заставляю терпеть. Как показывала практика, стоило мне высунуть голову в коридор, как я видел веселую троицу, гоняющуюся друг за другом. Это не всегда мог быть тайный предварительный сговор, иногда дети прямо в коридоре решали, что будут играть и веселиться до тех пор, пока их не поймают за этим. Но через несколько лет мой глаз научился распознавать, кто хочет выйти, а кто хитрит. Выпускаю всех по очереди.

Момент нарушения правила, тайны и заговоры – это отдушина для ребенка. Так ощущается свобода. Если внешнее давление на ребенка слабое, то хитрости у него простые и даже милые. А есть дети, на которых родители давят сильно и создают для них кучу правил. У таких детей возможность прогулять – это своеобразный бунт и компенсация за угнетение. «Тайные общества» нужны ещё и для того, чтобы ребенок научился чувствовать личное пространство. У него тоже могут быть секреты и ими он делится только с теми, с кем хочет.

Не считаю нужным прерывать детей или разрушать их тайные союзы. Правильнее дружить с детьми, тогда и ты войдешь в их тайное общество. Там свои привилегии и своя степень доверия. Главное – учитель должен быть достоин того, чтобы его можно было посвятить в нечто личное, пусть это будет просто рассказ об увлечении ученика или какая-то тайна, которой он может поделиться только с тем, кому доверяет. Детские тайны – это умение ребенка говорить о сокровенном. Обычное детское шушуканье перерастает в глубокое личностное общение во взрослой жизни и им не стоит пренебрегать.