Работа на интерес или дрессировка? (Исторические заметки)

Дети в группы набираются разные, но для меня главное, чтобы ребятам было комфортно друг с другом. Если все на одной волне появляется так называемый «поток» или общая атмосфера. В этой атмосфере не нужно никого перекрикивать, потому что все заинтересованы в том, чтобы услышать других и быть услышанными. Когда дети уважительно относятся к своим товарищам по группе, то каждый старается помочь каждому. Возникает эффект взаимного усиливания (синергия) и практика идет проще и быстрее. Настроить общую работу сложно, а разрушить, особенно, если группа новая, очень просто.

Если ребенок решил чем-то заняться и это касается не только йоги, то в семье его должны полностью поддержать в этом. Если же есть хоть один скептик (бабушка, дедушка, папа, мама, тетя, дядя и т.д.), который периодически говорит гадости про секцию ребенка, то это сильно мешает работе самого ребенка и уж работе тренера с группой тем более. «На йогу пошла, будешь, как те чудики из Индии, в чалме ходить и на гвоздях лежать?» - со смехом, поддевает дочь, недалёкий папа. Или: «Ну и чего вы там делаете на своих танцульках?» - пренебрежительно улыбаясь, спрашивает бабушка у внука, которого отдали на танцы. Принижение значения того, чем занимается ребенок, ведет к тому, что у ребенка, в принципе, пропадает интерес к организованной деятельности. Последствия можете дофантазировать сами.

Ещё крайне неправильным является отношение к секции, как к чему-то, что должно дрессировать ребенка. В первую очередь ребенку должно быть интересно, даже, если это будет кружок по поделкам из пластиковых бутылок. Интерес – штука ускользающая. Будете гасить интерес в пользу «полезных», на ваш взгляд занятий, и скорее всего, придете к тому, что дети просто не будут ничего делать или будут заниматься и ненавидеть вас, тренера и секцию. Конечно, если задача стоит «натренировать зверька», а потом хвастаться перед другими родителями: «Машенька, покажи колесо! А теперь сделай сальто» или «Петенька, покажи, как ты играешь на пианино, а теперь станцуй!», то мои советы вряд ли пригодятся. Некоторым родителям кажется, что секция несет в себе функцию обучить ребенка каким-то конкретным навыкам и больше ничего давать она не должна. Но во время занятий ребенок получает гораздо больше, чем просто навыки. К сожалению, секций «человеческого общения» у нас нет, а по опыту, этого как раз и не хватает людям и этого они так отчаянно ищут со всеми своими навыками и умениями.

Когда-то я ходил на классические бальные танцы, и там тренер лупила по спинам моих партнерш, доводила до слез девочек и мальчиков, заставляла стоять по полчаса в одной и той же позе, кричала, психологически давила и всё только для того, чтобы мы потом вышли на соревнования и заняли там какие-то места. Мы выходили на сцену, улыбались потому что нам приказано улыбаться, а родители радовались, плакали от счастья и хлопали в ладоши. Мягко сказать, как сильно я не любил танцы. Зато родители были в восторге, там же нам осанку правили, там дисциплина и мы там не разговаривали (боялись пикнуть), а ещё так красиво двигались по кругу в вальсе.

А у меня на занятиях йогой были примеры того, что родителям больше всего не нравилось в моих занятиях, то, что дети общаются друг с другом. «Как так! Они что туда поболтать приходят?!». Была ситуация, когда посреди какой-то беседы про школьные уроки, ворвалась мама одной из учениц, которая подслушивала под дверью и стала просить посидеть на занятии. То ли ей было скучно в коридоре, то ли ей стало завидно. Но при надзирании взрослых, дети не любят разговаривать и тем более никакой общей атмосферы не возникает. На группах действует одно правило: «Говорить можно, но при этом нужно делать упражнения». Я с удовольствием послушаю историю о том, как ребята съездили в Питер, пока мы разминаем ноги для лотоса. Или попробую отгадать их загадку в перерыве между силовыми блоками. Нас объединяет общее дело, но ещё больше нас объединяет наличие общих тем. В этом и заключается успех занятий.

Человек вообще всё проще делает с интересом, а не под давлением. Мы на занятиях успеваем несколько блоков на растяжку, упражнения на силу, комплекс по йоге, провести игру и час пролетает, как пять минут. Так много всего успеваешь именно потому, что комфортно работать всем вместе. Вчера на занятии одна девочка что-то сказала, что-то не очень прям смешное, но так как все были на одной волне, то вдруг все в группе стали смеяться, даже те, кто шутку и не слышал, просто «эффект заражения». Этот же эффект возникает при освоении нового упражнения. Делает один человек, и подключатся все остальные. Психологически не чувствуешь напряжения от такого занятия, не возникает эмоциональной усталости.

А вот при «дрессировке» ощущение полной измотанности чувствуешь постоянно. То одному замечание делаешь, то другому и никакой обратной связи. Начнешь давить - получишь затравленных и злых детей, который ждут только момента, чтобы начать хулиганить, как только ты уйдешь. Дети тоже объединяются в такой ситуации, но только в данном случае ими движет не интерес к занятию, а желание разрушить угнетающую систему.

Хочется, конечно, чтобы и родители хлопали в ладоши и радовались образцовой дисциплине, ставили своих детей в пример и гордились их успехам. Но, если выбирать между психологическим комфортом группы или дрессировкой ради «наград», то всё же я склоняюсь к комфорту. Пусть ребенок не научится делать сложное упражнения, но зато он будет вспоминать секцию по йоге, как место, в котором ему было интересно и где у него есть друзья. Эти воспоминания помогут ему в дальнейшей жизни больше, чем умение делать шпагат.