Три причины ухода тех, кто бывает на йоге впервые. (Исторические заметки)

12.01.2018

В детско-юношеской спортивной школе, в одном из мест, где я веду занятия, каждый год ведется набор детей на группы по йоге и фитнесу. Специфика этих наборов в том, что занятия для детей проводятся бесплатно, но есть лимит по местам. Поэтому некоторые родители заполняют заявления на следующий год в секцию уже в мае. В течение двух первых недель сентября группы начального уровня добираются. Но, как показывает практика, 20% из тех, кто приходят на секцию, не остаются в ней больше месяца. Три причины ухода тех, кто бывает на йоге впервые:

1) Непонимание детьми и родителями, что такое йога. Йогу как оздоровительную гимнастику стали рассматривать недавно. На то, чтобы разглядеть потенциал в древнем искусстве и адаптировать его для обычного человека ушло больше 100 лет. Только к началу 21 века о йоге заговорили как о фитнес дисциплине со своей терминологией, спецификой, технологией. До этого йогу трактовали очень свободно. Поэтому образ о сектанско-религиозной химере ещё живет в головах старшего поколения. Приведу пример. После родительского собрания ко мне подошла обеспокоенная мама и задала вопрос: «А вы не даете на своих занятия ничего… хм… «специфического»?». Тогда я ответил, что йога, как и каждая оздоровительная система, имеет много специфического. Отличие и в дыхательных техниках и иной взгляд на растяжку, и большое внимание на расслабление мышц тела и т. д. После чего мама ребенка ответила: «Ну это понятно… Но вы не даете ничего именно «специфического»?». Смысл вопроса до меня дошел только, когда я приехал домой. Под «специфическим» имелось в виду: пение мантр, восхваление каких-нибудь божеств, проведением обрядов и тому подобное. Сейчас уже двадцать первый век, а люди продолжают верить, что йоги ходят по гвоздям, кому-то молятся и ведут себя неадекватно. Поэтому родитель, изначально недоверчиво относящийся к занятиям йогой, способен увидеть «специфическую» подоплеку и забрать ребенка с занятий.

2) Нежелание разбираться в терминологии. Ко мне на занятие впервые пришла девочка Ксюша. Отходила месяц. Занятия давались ей легко. После месяца тренировок, я раздаю листочки с асанами (упражнениями) для занятий дома (что сейчас делаю только для старших групп). Получив листочек, девочка Ксюша больше не появлялась на тренировках. А дело очень простое, на листочке упражнения написаны на языке санскрите - это язык на котором даются упражнения в йоге. Причем весьма банально переводятся. К примеру: «Триконасана» - «три» - три, «кон» - угол, «асана» - поза. «Триконасана» - это поза треугольника. Санскрит такой же язык как латынь или как немецкий, французский, английский. Когда на тренировках по пилатесу говорят, а сейчас мы будем делать «Hundred», что переводится с английского как "сотня", то никто не кричит: «Он говорит на неизвестном нам языке, бежим отсюда!». Я знаю инструкторов, которые преподают детскую йогу и просто убирают все названия на санскрите. Более того, сами придумывают, как называется то или иное упражнение. Не достигается цельности в системе, зато вопросов к ним меньше. Самый большой обман с названиями я видел в фитнес системе «бодифлекс». Бодифлекс – сильно измененная йога, названия упражнений переиначены, и основной упор сделан на похудение. Чтобы не заниматься обманом, на каждом листочке с асанами я даю их подробный перевод и внизу делаю сноску со звездочкой, где объясняю, что санскрит – это язык на котором даются названия в йоге. Нужно знать, что в йоге есть понятия, которые обозначают простые вещи.

3) Непреднамеренная очарованность. Я часто слышу от приходящих родителей следующее: «Йога - это что-то необычное и я хочу, чтобы ребенок заинтересовался, а то он никуда не хочет идти». Дети в свою очередь ожидающе спрашивают: «Мы будем медитировать?», «Учиться летать?», «Сидеть и петь Ом?», «По гвоздям ходить?». Каждый ребенок очарован по-своему и каждый ожидает нечто волшебное. И конечно, если у ребенка сформировалось представление, что он будет летать после занятия, а ты учишь его правильно тянуться и укреплять мышцы пресса, то он быстро теряет интерес. Ещё одно непреднамеренное очарование – это ложное понимание йоги, как ничегонеделанья. Ко мне приходят дети, которые считают, что йога это полежать, помычать Ом, позакатывать глаза и погнуть пальцы в мудрах, они тоже очень быстро отсеиваются. Как сказала мне девочка Лера, после десяти минут занятия: «А когда мы полежим?». Или как заявил мне мальчик Лев: «Я буду медитировать». Он сел и замычал. Это забавно, но недолго.

Йога может развить способность чувствовать свое тело и управлять даже внутренними процессами, это стоит большого труда, но это реально доступная «сверхспособность». Упражнения этой системы имеют неограниченное количество адаптаций и подходят для поддержания своего здоровья в любом возрасте. Ребенок, который начинает заниматься йогой, гарантировано будет иметь хорошее здоровье в дальнейшем. Поэтому, приходя на йогу впервые, надо понимать, что - это искусство со своими упражнениям, терминами и тонкостями. Искусство, которое, может быть, не научит летать, но даст много больше. Поэтому, есть смысл отбросить предубеждения и посмотреть на йогу по-иному.