Началась эпоха русской авиации

2 мая 1910 года в небо Москвы впервые поднялся самолет, управляемый русским летчиком. За штурвалом биплана Фарман IV сидел Сергей Уточкин. Полет проходил в присутствии огромного количества зрителей, представление вызвало небывалый ажиотаж в обществе и послужило толчком к бурному развитию отечественной авиации.

Сергей Исаевич родился в 1876 году в Одессе. Он был спортсменом-универсалом, занимался фехтованием, плаванием, яхтенным спортом, боксом, футболом, участвовал в велосипедных, мото- и автогонках. Но наибольшую славу он завоевал как популяризатор авиации.

Сергей Уточкин
Сергей Уточкин

Еще в 1907 году Уточкин приобрел воздушный шар и после нескольких неудачных попыток совершил на нем полет, поднявшись на высоту более километра. В 1908-1909 году весь мир потрясли полеты братьев Фарман и Луи Блерио, дальность перелетов уже измерялась десятками километров. Первые русские авиаторы, в том числе и Уточкин, учились за границей.

Выкупив биплан Фарман IV, Сергей Исаевич отправился в турне по России. За три года он совершил более 150 полетов в 70 городах. По всей стране упражнения Уточкина вызывали огромный интерес публики, за полетами наблюдали представители власти, ученые, студенты, в том числе будущие летчики и авиаконструкторы. Среди зрителей были профессор Николай Жуковский, будущий основатель знаменитого КБ гимназист Павел Сухой, будущий создатель авиационных двигателей Александр Микулин и начинавший авиаконструктор Игорь Сикорский.

В последние годы жизни Сергей Исаевич испытывал проблемы со здоровьем. Перенесенные травмы, интенсивный график выступлений сказались как на его физическом состоянии, так и на душевном равновесии. Сергей Уточкин умер 13 января 1916 года в Петрограде, от кровоизлияния в мозг.

В поэме «Москва-Кёнисгсберг» Владимира Маяковского есть строки:

От чертежных дел

седел Леонардо,

чтоб я летел,

куда мне надо.

Калечился Уточкин,

чтоб близко-близко,

от солнца на чуточку,

парить над Двинском.