Полвека назад погиб Юрий Гагарин

27 марта 1968 года в результате авиакатастрофы погибли первый космонавт планеты Юрий Гагарин и летчик-инструктор Владимир Серегин. Они разбились вблизи деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области, выполняя учебный полет на самолете МиГ-15УТИ.

Самолет-спарка, на котором выполнялся полет, был произведен в Чехословакии. Машина предназначалась для обучения летчиков. Взлет МиГ-15УТИ выполнил с полосы подмосковного аэродрома «Чкаловский». Юрий Гагарин занял место в передней кабине, инструктор, полковник Серегин, расположился сзади.

Выполнив вздет в 10.19, Гагарин приступил к выполнению одного из начальных упражнений Курса боевой подготовки истребительной авиации: пилотаж в зоне с выполнением виражей, витков малой спирали, пикирований, боевых разворотов, бочек, полета на эволютивной скорости (минимальной скорости горизонтального полета).

После выполнения упражнений Гагарин доложил об этом руководителю полетов. «625-й задание в зоне двадцать закончил, прошу разрешения на разворот на курс 320». «625-й, разрешаю», - ответил руководитель. «Понял, выполняю», - доложил Гагарин. Это были его последние слова. В 10.30 радиообмен прекратился.

В воздух были подняты два транспортных самолета и четыре вертолета. В 14.50 место катастрофы было обнаружено. Самолет упал в густом лесу, скорость в момент удара о землю составляла 700-800 километров в час. Двигатель и передняя кабина ушли в землю на 6-7 метров. Самолет был разрушен полностью.

В ходе работы комиссии, которую возглавлял Секретарь ЦК КПСС Дмитрий Устинов, выяснилось, что Гагарин и Серегин были трезвыми и в полностью рабочем состоянии, самолет до удара был цел, а двигатель работал на оборотах, которых достаточно для горизонтального полета. Катастрофа произошла через 50 секунд после окончания последнего сеанса связи.

Установлено, что к трагедии могла привести одна из трех причин или их сочетание. Первая – рваные облака могли создать иллюзию препятствия, что привело к резкому маневру и сваливанию самолета. (Сваливание – потеря подъемной силы, которая ведет к падению летательного аппарата на несколько сот метров). Вторая – попадание в аэродинамический след другого самолета. Третья – воздействие мощного восходящего потока воздуха, изменившего характер обтекания плоскостей самолета. На малой скорости этот фактор также ведет к резкому крену или сваливанию.

Комиссия сделала вывод, что Юрий Гагарин и Владимир Серегин, оказавшись в сложнейшей ситуации, не растерялись и сделали все возможное для спасения. Для спасения им не хватило двух сотен метров высоты, то есть двух секунд полета.