ВКонтакте для бизнеса: подробное практическое руководство

Как повысить узнаваемость и лояльность к бренду? Как стимулировать продажи? Всё о продвижении бизнеса ВКонтакте — в новой книге от экспертов Ingate. Проверенные на практике решения, профессиональные хаки, пошаговые алгоритмы и все из первых уст.

«Подобранный материал и его подача помогут сделать ваш бизнес ближе интернет-аудитории», — Наталия Якунина, директор по продвижению B2B-продуктов ВКонтакте.

Из книги вы узнаете:

  • как разработать SMM-стратегию: анализ конкурентов, сегментация целевой аудитории, выбор перспективной ниши;
  • как привлекать посетителей в сообщество: рекламные возможности ВКонтакте, разработка и тестирование креативов;
  • как создавать классный контент: трендовые форматы, варианты оформления и актуальные способы оценки эффективности.

Скачать книгу бесплатно на блоге Ingate

Выдержка из книги:

Ваши конкуренты ВКонтакте: кто они?

Мы выяснили, что конкуренты ВКонтакте есть у любой компании. Осталось разобраться, кого именно стоит анализировать.

1. Прямые конкуренты — это конкуренты по бизнесу. Они производят такой же продукт, а значит, целевая аудитория может купить его вместо вашего. Как «Кока-Кола» и «Пепси».

2. Косвенные конкуренты — это компании вашей же тематики, но которые вам не ровня: не тот рынок, ценовая категория и т. п. Как «Кока-Кола» и «Напитки из Черноголовки». И то, и другое — газировка, вот только они никогда не запишут друг друга в конкуренты по бизнесу.

3. Конкуренты «за внимание» производят совершенно другой продукт. В коммерческом плане вы с ними никак не пересекаетесь и даже можете дружить, если ваши товары часто покупают вместе. Важно лишь то, что у вас одна целевая аудитория. Как у «Кока-Колы» и «Сникерса». И речь не только о крупных брендах. К примеру, высокая конкуренция за внимание заметна у всех сообществ, целевой аудиторией которых являются «мамочки». Для них не изобретешь контентный велосипед — хочешь или нет, а придется писать про детей и сражаться в социальных сетях за один кусок пирога. Покупая ваш продукт и продукты ваших конкурентов за внимание, «мамочка» вряд ли подпишется на все их сообщества, потому что контент там примерно одинаковый. Использовать только один из этих пунктов или все три — решать вам. Мы считаем, что информация по конкурентам никогда не бывает лишней. И даже если вы полноценно проанализируете только конкурентов по бизнесу, у вас не займет много времени поверхностно пробежаться и по остальным.

Как анализировать сообщества конкурентов

Мы разобрались с тем, кого анализировать, а теперь нужно понять — как. Изучение конкурентов состоит из двух крупных блоков: количественного и качественного анализа. Количественный анализ (или анализ показателей эффективности) позволяет сравнить текущие данные по конкурентам с нормативами, существующими на рынке. Это необходимо, чтобы понять, насколько хорошо работают их стратегии. Сравнивать количественные показатели всегда удобнее в таблице, а еще лучше — с помощью диаграмм. Если вы уже работаете ВКонтакте, сразу добавляйте для анализа данные по своему сообществу.

1. Количество аудитории в сообществах

Обратите внимание: эти данные не для того, чтобы найти лидера и слепо за ним гнаться. Само по себе количество подписчиков ничего не значит. Если не верите, зайдите в любое крупное сообщество, посмотрите на число подписчиков, а потом на счетчик просмотров постов.

Эти цифры нужны для понимания того, насколько компания вкладывается в продвижение этих постов и насколько они в конечном счете интересны аудитории. Учитывайте, что механизм ранжирования ВКонтакте устроен так, что чем больше подписчиков реагируют и задерживаются на ваших постах, тем больше пользователей их увидит.

2. Частота постинга и количество постов

Проанализировав частоту постинга у конкурентов и сопоставив ее с числом реакций, вы сможете сделать вывод о том, какое количество постов будет оптимальным, и обозначить для себя примерные рамки.

Если вы выбрали для анализа небольшой период, советуем сделать расчет постов в конкурентных сообществах вручную. Пролистывая их, вы сразу же будете обращать внимание на содержание: цепляют ли публикации ваш взгляд, хочется ли остановиться, почитать/рассмотреть, имеет ли лента целостный вид, запомнился ли кто-то из конкурентов на общем фоне в таком режиме просмотра. Это схоже с тем, как пользователи серфят ленту в жизни. Но не случится ничего страшного, если вы автоматизируете этот процесс с помощью одного из сервисов, о которых мы расскажем в конце этой главы. В итоге у вас на руках окажутся данные о количестве постов за выбранный период в группах каждого конкурента. Чтобы получить среднее значение, этот показатель нужно разделить на число недель.

Сравнив показатель по конкурентам с нормативным и с вовлеченностью (о ней расскажем далее), вы сможете определить оптимальную частоту постинга, которой стоит придерживаться, чтобы не терять внимания аудитории и оставаться заметными на фоне конкурентов.

3. Скорость реакции, модерация

Есть три вида активностей, которые стоит проверить на оперативность реакции со стороны конкурентов:

• ответы на комментарии к постам на стене;

• ответы на сообщения в ветках обсуждений;

• ответы на комментарии в «Товарах» (если они есть в сообществе).

Посмотрите, как часто пользователи задают вопросы. Это поможет спрогнозировать вашу загрузку на модерацию и понять, на какие реакции побуждают посты конкурентов:

1. Целевые комментарии по продукту — идеальная ситуация, говорящая как минимум о том, что в сообществе есть активная целевая аудитория.

2. Вопросы и комментарии по теме поста — тоже отлично. Это значит, что публикуемый контент действительно интересен аудитории. Посмотрите, к каким постам больше всего таких комментариев, возможно, следует позаимствовать идеи или сделать похожие рубрики.

3. Негатив к бренду — неоднозначный показатель. С одной стороны, для конкурента это плохо, с другой — это показатель того, что в сообщество привлекается целевая аудитория. Для нас это хорошо с любой стороны. Зная слабые места конкурента, вы можете отстроиться от него и показать, что у вас таких проблем нет (конечно, если это реально так), заранее продумать скрипты реакций на острые вопросы, посмотреть, как в других сообществах реагируют на негатив и помогает ли им эта реакция.

4. Спам — если он не удаляется, значит, за сообществом плохо следят. Плохую модерацию у конкурентов можно превратить в дополнительные продажи для вас, если вовремя перехватывать негатив или целевые запросы. Пользователь будет более лоялен к вашей компании, если вы успеете ему ответить и помочь раньше (желательно это делать в личных сообщениях, чтобы вашей активности не увидели и не отплатили той же монетой). Для этого даже существуют специальные сервисы, например Chotam.ru, которые помогут не только наладить модерацию в вашем сообществе, но и отслеживать комментарии в других группах, например конкурентов или небрендовых сообществ в вашей тематике.

5. Показатель вовлеченности аудитории. Вовлеченность — наиболее яркий показатель эффективности SMM. Оценив его, вы сможете понять, насколько удачна контентная стратегия конкурентов. Чтобы получить данные о вовлеченности в анализируемых сообществах, воспользуйтесь сервисами аналитики (их перечень есть в конце главы).

Скачать книгу бесплатно на блоге Ingate