Рассказ о самом дорогом фильме эпохи немого кино «Бен–Гур: история Христа»

21 December 2017

Мир немого кино — это не только уморительные фильмы и короткометражки Чаплина, Китона, Ллойда и других. Немые фильмы снимались во всех жанрах, например в Пеплуме. С одного такого фильма я начну этот блог.

Официальная афиша фильма
Официальная афиша фильма

“Бен–Гур: история Христа” — кинолента, вышедшая на широкие экраны в 1925 году. Фильм Фреда Нибло стал второй экранизацией романа Лью Уоллеса. Сначала картиной занималась студия «Goldwyn Pictures», которая с большим трудом в 1922 году смогла купить права на экранизацию у продюсера театрального шоу Абрахама Эрлэнджера, о котором я ещё расскажу. Съемки начались в 1923 году, а уже в следующим году студия объединилась с «Metro Pictures» и «Louis B. Mayer Pictures», образовав существующую и поныне «Metro Goldwyn Mayer».Официальный трейлер фильма, в отличие от самого фильма, ремастерингу и переизданию не поддавался. Вот таким его транслировали в кинотеатрах США.

Непосредственно сам фильм. В этом месте его неплохо начать смотреть, чтобы никакая из частей рассказа или информации не навредила восприятию картины.

До начала проблем со съемками у студии случились трудности с покупкой прав на экранизацию романа генерала Лью Уоллеса — им предстояло договориться с Абрахамом Эрлэнджером, одним из основателей Театрального синдиката, контролировавшего большинство театров США и крайне неуступчивым человеком, продюсером чрезвычайно успешного театрального шоу “Бен–Гур”. Это удалось сделать только через 2 года после завершения постановки, которая шла двадцать пять лет, на условиях чрезвычайно высокого процента с кассовых сборов, и возможности полностью контролировать съемочный процесс. а

Афиша театральной постановки
Афиша театральной постановки

Перед началом съемок Джун Мэтис, которая занималась адаптацией сценария, настояла на том, что фильм должен сниматься в Италии. Планируемый бюджет фильма составлял 1 миллион, в процессе работы он вырос до 3.95 миллионов долларов. Перед стартом съемок остро стал вопрос выбора главного героя. Джун Мэтис выбирала между Рудольфом Валентино и Полом Сваном, но в итоге был выбран Джордж Вэлш. Главным режиссером фильма был выбран Чарльз Бребин.

Джордж Вэлш в роли Бен Гура
Джордж Вэлш в роли Бен Гура
Первый режиссер Чарльз Бребин
Первый режиссер Чарльз Бребин

Съемки фильма стартовали в Риме, и шли крайне тяжело — Джун Мэтис, приехав в Италию, столкнулась с рядом проблем: конфликты с режиссером, который не давал ей вмешиваться в работу, и тяжелая политическая ситуация в Италии. Почти сразу после старта съемок часть актеров пришлось уволить — Вэлша, назначенного на роль Бен Гура, и Гертруду Олмстед которая должна была играть Эстер. На роль Бен Гура пригласили Рамона Новарро, а на роль Эстер — Мэй МакЭвой. Студия MGM также уволила Джун Мэтис вместе с огромным количеством участников съемочной бригады, и перенесла съемки из Италии в Калифорнию. В итоге, за исключением морских сражений, все сцены были сняты на площадках Голливуда.

Новый Бен Гур — Рамон Наварро
Новый Бен Гур — Рамон Наварро
Самая масштабная сцена морского сражение в кинематографе на тот момент
Самая масштабная сцена морского сражение в кинематографе на тот момент

В Италии для съемок морского сражения требовалось огромное количество актеров массовки, чтобы играть рабов и римских солдат, на фоне же прихода к власти Муссолини образовалась невиданная безработица. Многие отчаявшиеся получить работу, пытались наняться в массовку фильма и лгали о том, что умеют плавать. Во время съемок на одном из кораблей огонь вышел из–под контроля, и массовка в полной экипировке стала прыгать в воду. В суматохе, вызванной пожаром на корабле выяснилось, что никто не знает точную численность массовки, из–за этого появилась противоречивая информация об утонувших. Долгое время руководство MGM переживало из–за случившегося. Ходили слухи, что руководитель съемочной площадки с помощниками вытащили лодку, и принесли с собой цепи, чтобы утопить с помощью их веса тела, которые они могли найти плавающими на поверхности

По моему скромному мнению, сцена с битвой на море вышла одной из самых правдоподобных среди увиденных мной морских баталий в кинематографе, она всецело передала суматоху, неразбериху и окружающий всех хаос.

В следующей сцене после кораблекрушения есть сильный момент, где главный герой после спасенного им римского адмирала, Квинта Аррия, забирается по канатам на подбирающий их римский корабль и камера выхватывает кадр, где Бен Гур ловит пристальный взгляд рабов через impavesata, и для тех, кто не желает тратить сутки на изучение корабельной литературы, чтобы случайно найти этот термин на итальянском форуме любителей моделирования кораблей, скажу просто — через гребные люки для весел.

п.с. Хорошо, что этот фильм не снимал Джеймс Кэмерон, иначе Бен Гур с Квинтом Аррием не поместились бы на деревянных обломках корабля.

Рассказывая о сценах, нельзя не рассказать о великой сцене с гонками на колесницах. Референсом к ней послужила картина венгерского художника Александра фон Вагнера “Гонки на колесницах”

Слава богу, в те времена не было интернета и компьютерной графики, поэтому стадион построили настоящий, и колесницы тоже.

Первая попытка снять сцену гонок на колесницах была предпринята в Риме, но тень, ракурсы и покрытие ипподрома не понравились, от идеи снимать в Риме отказались, тем более что во время одного из заездов погиб каскадер.

Сцена гонок на колесницах послужила примером для аналогичной сцены в первом эпизоде Звездных войн.
Сцена гонок на колесницах послужила примером для аналогичной сцены в первом эпизоде Звездных войн.

Вторая попытка происходила уже в США, на студии в Калифорнии. Заезды колесниц раздражали одного из боссов MGM — Луиса Майера, так как возничие крайне медленно двигались, и ЭлБи назначил солидные по тем временам 100$ за победу в гонках. В результате, во время гонок произошла крупная авария, в которой погибло несколько лошадей. Эта сцена попала в фильм.

Пересматривая фильм во время написания этого поста, я поймал себя на мысли, что некоторые сцены мне кажутся камерными, и похожими на театральные, а некоторые, наоборот, слишком нереальными из–за своего размаха. Осознание масштаба картины приходит во время изучения связанных с фильмом цифр, вот некоторые из них:

1. Во всех источниках говорится, что в фильме учавствовало более 125 тысяч, однако в оригинальном трейлере фильма указывают, что людей было больше 150 тысяч.

2. Сцену гонки на колесницах снимали на 42 камеры. Они сняли без малого 61 километр пленки, из которой в финальный монтаж вошло 228.6 метра, что вошло в книгу рекордов Гиннеса в 2002 году, как самая редактируемая сцена в истории кино. Соотношение снятого к использованному материалу 267:1

3. Для съемок морского сражения использовалось 48 камер, что является рекордом для одной сцены.

4. У второго режиссера Ривза Исона было 62 ассистента, в сцене с гонкой колесниц одним из них был 22 летний Уильям Уайлер, который через 24 года снимет ремейк Бен Гура, собравший 11 Оскаров.

Впрочем, когда у режиссера 62 ассистента, вероятность того, что один из них снимет ремейк крайне высока.

Фильм создан с частичным использованием двухцветной технологии «Техниколор». При переизда­нии филь­ма, сде­лан­ного в 1931 году, к нему была до­бав­ле­на оригиналь­ная му­зы­ка, со­здан­ная компози­то­ра­ми Уи­лья­мом Экс­том и Дэви­дом Мен­до­зой, и зву­ко­вые эффекты. Через десятилетия вы­яс­ни­лось, что неко­то­рые ори­ги­наль­ные сег­мен­ты плен­ки, сня­тые по тех­но­ло­гии «Техниколор», были за­ме­не­ны альтерна­тив­ны­ми чёр­но–бе­лы­ми. Возможно, это также было сде­ла­но во время упомянутого переиздания 1931 года. До 1980 года считалось, что материалы сцены, снятые с «Техниколором», были утеряны, но их нашли — кто бы мог подумать — в Чехословацком киноархиве.

Афиша фильма после переиздания 1931 года.
Афиша фильма после переиздания 1931 года.

Со­вре­мен­ная вер­сия филь­ма, которую я прикладываю к публикации, яв­ля­ет­ся пе­ре­из­да­ни­ем плен­ки 1925 года. Восстанов­ле­нию были под­верг­ну­ты цвето­вые от­тен­ки и сегменты, от­сня­тые по тех­но­ло­гии «Техниколор». Также был до­бав­лен сте­рео–саунд­трек, исполненный Лондонским филармониче­ским оркестром под управлением Карла Дэвиса.

После окончания съемок студия, осознавая, что съемки влетели в копеечку, бросила все силы на привлечение зрительского внимания. Использовался громкий слоган: “Каждый христианин должен увидеть этот фильм”, на многих сайтах этот факт указывается, как нечто из ряда вон выходящее, но на самом деле в Голливуде всегда любили громкие слоганы. Мне кажется, не менее весомую роль в некотором чуде фильма сыграл тот факт, что фильм выходил в среду 30 декабря, буквально под самый новый год. Однако, страхи студии были напрасны: пресса, зрители и кинокритики на ура приняли фильм. Суммарные сборы составили чуть менее 12.5 миллионов долларов в широком прокате. Во всех источниках написано, что фильм почти не принес прибыли создателям из–за соглашения с Абрахамом, но это не совсем так — после переиздания фильма в 1931 году студия вышла в плюс.

Картина включена в список фильмов, выбранных Национальным советом США по сохранности фильмов для хранения в Библиотеке Конгресса, и, что несколько сложнее, имеет 100% рейтинг свежести на сайте Rotten Tomatoes.

Интересные факты о фильме и его героях:

1. Зарплата главного героя составляла 10 тысяч долларов в неделю, что в 80 раз больше того, что Рамон зарабатывал в фильме “Пленник Зенды” тремя годами ранее. Даже не вдаваясь в подробности цен тех времен, это космическая сумма.

2. Джордж Вэлш, изначально получивший главную роль, согласился на $400, его отправили в Италию на корабле, вторым классом и только ради того, чтобы с ним отсняли одну катушку плёнки с неизвестным итальянским актером для теста. Эта пленка, естественно, для использования в фильме не предназначалась. А через несколько месяцев он узнал, что его заменяют Рамоном Новарро, когда его партнер по съемкам Фрэнсис Бушман, который исполнял роль Мессалы, сказал ему, что прочел об этом в утренней газете.

3. В о время работы над фильмом гримеры использовали более 600 галлонов или 2727 литров косметики Макс Фактор. Сначала когда я нашел этот факт, подумал: ну вот опять реклама; через пару дней в полном списке участников фильма нашел гримера Макса Фактора. Оказалось, что это выходец из Российской Империи, который работал специалистом по косметике при дворе русского царя и в императорских театрах, и одноименная фирма основана им.

4. В массовке фильма снилось невероятное количество известных актеров: Джон Берримор, Лайонел Бэрримор, Джоан Кроуфорд, Гэри Купер, Мэрион Дэвис, Мирна Лой, Джон Гилберт, Дуглас Фэрбенкс, Кларк Гейбл, Гарольд Ллойд, Кэрол Ломбард, Джанет Гейнор, Фэй Рэй, Мэри Пикфорд, Коллин Мур, Лиллиан Гиш, Дороти Гиш, Руперт Джулиан и даже сам Сэмюэл Голдвин, чья Goldwyn Pictures дала MGM букву G при слиянии, и ту самую заставку с рычащим львом.
Кстати, последний тоже был
родом из Российской Империи.

Этого Льва звали Слэтс, но были и другие после него. MGM переснимали заставку ещё множество раз.
Этого Льва звали Слэтс, но были и другие после него. MGM переснимали заставку ещё множество раз.


Если вам понравился пост и хочется больше таких, подписывайтесь на канал

Конец первой части.