Веб умирает. Что дальше?

Перевод статьи из блога программиста и фрилансера Андре Стальца о том, что веб умирает с 2014 года, а также о том, что нас ждет после.

До 2014 года многие люди пользовались Google, Facebook и Amazon. И сегодня многие по-прежнему пользуются сервисами этих трех гигантов (GOOG, FB, AMZN соответственно). Тут мало что изменилось, в том числе и в самом интерфейсе и в основных функциях этих сайтов. Однако основное положение сил в интернете изменилось значительно, и эта тройка компаний оказалась в самом центре фундаментальной трансформации веб-пространства.

На первый взгляд кажется, что с 2014 года ничего не изменилось, однако сейчас GOOG и FB имеют прямое влияние на 70% всего интернет-трафика.

Сама интернет-активность тоже не пошла на убыль. Она продолжает уверенно и постоянно расти, как по числу пользователей, так и по количеству сайтов.

(Источники: https://news.netcraft.com/archives/category/web-server-survey и http://www.internetlivestats.com/internet-users/)

Что же изменилось за последние 4 года, так это доля сетевого трафика в общем объеме рынка. На первый взгляд кажется, что ничего не изменилось, однако сейчас GOOG и FB имеют прямое влияние на 70% всего интернет-трафика. На сегодняшний день, мобильный интернет-трафик составляет большую часть всего мирового трафика. В одной только Латинской Америке в 2015 году на сервисы GOOG и FB приходилось 60% всего мобильного трафика, к концу 2016 года это число возросло до 70%. Оставшиеся 30% приходится на другие мобильные приложения и сайты. Мобильные устройства чаще всего используются для получения доступа к сетевым сервисам GOOG и FB.

(Источник: https://www.sandvine.com/resources/global-internet-phenomena/2016/north-america-and-latin-america.html)

Сейчас СМИ, как никогда ранее, зависят в своем деле от GOOG и FB.

Другой пример главенства GOOG и FB можно увидеть в работе информационных порталов. Самые популярные площадки, не принадлежащие GOOG или FB, как правило, относятся к СМИ. К примеру, в США в топ-10 сайтов входят 6 новостных площадок. В Бразилии в топе тоже 6 из 10, в Великобритании — 5 из 10.

Откуда новостные сайты берут свой трафик? До 2014 года веб-разработчики часто использовали поисковую оптимизацию (или SEO) для улучшения позиции своего сайта при Google поиске, так как именно от него они получали примерно 35% трафика, тогда как более чем 50% трафика поставляли другие источники в сети. SEO было важно, а присутствие на Facebook — всего лишь желательно. За последующие 3 года трафик с Facebook по приблизительным подсчетам достиг 45%, сместив с главенствующих позиций поисковые сайты. В 2017 году основная доля трафика сайтов СМИ приходится на количество просмотров страниц — и в этом они зависят от Google и Facebook.

(Источник: https://blog.parse.ly/post/2855/facebook-continues-to-beat-google-in-sending-traffic-to-top-publishers/)

Отношения между новостными сайтами и двумя IT-гигантами можно назвать сложными. В 2014 году, FB создали Facebook Paper в попытке получить больший контроль над потреблением новостной информации. Их тактика успехом не увенчалась, но они продолжили пользоваться этой стратегией во многих других случаях, в частности с Facebook Instant Articles. Когда положению СМИ, находящихся в зависимости от трафика с социальных сетей, начала угрожать акула этого рынка, реакция не заставила себя ждать. Они перестали поддерживать Instant Articles.

Тем временем в GOOG начали замечать, что их поисковой трафик не улучшается, в то время как популярность Facebook набирает обороты. И GOOG запускают свою альтернативу Instant Articles под названием Accelerated Mobile Page (AMP) и активно начинают продвигать статьи со своих сервисов, вместо того чтобы перенаправлять трафик на новостные сайты. Ответ СМИ был примерно таким же, как в случае с FB: целая куча красочных статей, расписывающих жажду поискового гиганта захватить под свой контроль сферу потребления новостной информации.

GOOG и FB прекратили напрямую конкурировать друг с другом, сосредоточившись вместо этого на том, что у них выходит лучше всего.

Согласно данным, FB значительно усилил свое положение в пространстве, в то время как позиции Google Search заметно не изменились. Как именно FB удалось этого добиться, и какие события стали ключевыми для его развития? До 2014 года у обеих компаний была обширная подборка разнообразных веб-сервисов. GOOG еще не стал Alphabet, так что его интересы рассеивались и затрагивали разные области. Было несколько попыток зайти и на рынок социальных сетей, сперва с Google Wave, затем с Google Buzz, Orkut, и, наконец, с Google+. В общем и целом, GOOG приобрел порядка 18 компаний социально-сетевой категории, и лишь одно из этих приобретений было совершено после 2014 года, тогда как целых 5 из них пришлось на 2010-й. FB также пытался составить конкуренцию на рынке поисковых сервисов с помощью Bing, в партнерстве с MSFT.

В 2014 в FB, по всей видимости, произошла внутренняя перестройка компании, в результате которой было решено сфокусироваться только на социальной сфере. В феврале FB покупает WhatsApp, заплатив за него в 11 раз больше, чем GOOG за YouTube. В декабре прекращает сотрудничество с MSFT и Bing. Удержание пользователей Facebook.com неизменно росло (см. график ниже) Благодаря своим четырем простым платформам: Facebook, WhatsApp, Messenger и Instagram, FB стал королем мира соц. сетей.

(Источники: https://www.statista.com/statistics/346167/facebook-global-dau/ и https://www.statista.com/statistics/264810/number-of-monthly-active-facebook-users-worldwide/)

Схожим образом, GOOG в 2014-м также начал перестраиваться, чтобы сосредоточиться исключительно на искусственном интеллекте. В январе 2014 года GOOG приобретает DeepMind, а в сентябре навсегда закрывает Orkut (один из немногих своих социальных продуктов, немедленно обретших успех в некоторых странах). О перестройке Alphabet Inc было объявлено в августе 2015 года, но, скорее всего, этому предшествовали многие месяцы переговоров и бюрократических процедур. Реорганизация была важна, чтобы веб-ориентированные отделы GOOG смогли сконцентрироваться на одной простой цели. GOOG не видит будущего за рынком обычных поисковых сервисов и объявляет о своем намерении сместить приоритеты на «предложение вместо поиска» ( по словам Эрика Шмидта) и на то, чтобы стать «первой ИИ-компанией» ( согласно Сундару Пичаи). На данный момент GOOG слегка отстает от FB в скорости роста присутствия в сети, но благодаря блестящим техническим знаниям своих сотрудников, огромному бюджету, влиянию и умению смотреть в будущее, в долгосрочной перспективе его ИИ ресурсы будут играть в интернете огромную роль. Они знают, что делают.

Это уже не те компании, что были 4 года назад. GOOG уже не интернет-компания, а интеллектуальная интернет компания. FB уже не интернет-компания, а социальная интернет компания. Они пытались конкурировать в прошлом, и их соперничество помогало сохранять разнообразие на интернет-рынке. Сегодня, однако, они, похоже, полностью довольны своим независимым и не пересекающимся друг с другом главенством в разных сегментах сети, и мы теряем широту выбора. Что приводит нас к другой части интернета: электронной коммерции и AMZN.

AMZN не ставит своей целью исключительно получение прибыли

(Источник: https://www.statista.com/chart/4298/amazons-long-term-growth/)

Вместо этого он стремится занять лидирующую позиция на рынке, сокрушив всех конкурентов в США.

Я мог бы детальней пояснить, как AMZN является не просто торговой компанией, а той самой онлайн-торговой компанией, но я бы лишь повторил слова Скотта Галлоуэя, сказанные по этой теме. Его стоит послушать.

Чем веб был, и чем он стал

Указанные выше события и данные описывают, как три интернет-компании получили огромное влияние в сети, но почему это означает начало конца для веб-пространства? Чтобы ответить на этот вопрос, нам стоит поразмыслить, что из себя представляет веб.

По словам создателя веб, Тима Бернерса-Ли, изначально он предполагался как пространство с многосторонней публикацией и потреблением информации. Это было видение одноранговой сети, не зависящей от какой-либо из сторон. Сам Тим признает, что веб умирает: сетевое пространство, которое он хотел создать, и то, которое получил, оказались совсем не одним и тем же.

Но разве GOOG не защищает открытое веб-пространство?
GOOG, будучи компанией, рожденной веб, помогла ему развиться как в плане технологий, так и в распространении. Это нельзя отрицать. Они до сих пор предпринимают попытки улучшить веб-пространство, например, выступают в защиту преимущества Progressive Web Apps (прогрессивных веб-приложений, PWA) над нативными мобильными приложениями.
Разве это не значит, что GOOG пытается обеспечить, чтобы открытое веб-пространство обязательно выжило? Не обязательно. Цель GOOG —собрать как можно больше полезных данных, чтобы создать ИИ. Их миссия в том, чтобы создать ИИ, предоставляющий нам своевременную и персонализированную информацию, не обязательно, чтобы она поступала с веб-сайтов. Все скоординированные усилия GOOG сейчас направлены на задачу создания ИИ.
Мобильные устройства сейчас переживают период бума — их использование в качестве основного источника доступа к интернету уже превзошло использование стационарных устройств — и нативные мобильные приложения пока что обеспечивают своим пользователям лучший опыт работы на мобильных устройствах. GOOG почти не получает данных с нативных мобильных приложений — особенно с работающих на базе iOS. PWA же обитают в нейтральном и открытом веб-пространстве и лучше подходят для сбора данных, в то же время являюсь удобными для использования с мобильных устройств.
GOOG продвигает закрытые и патентованные технологии, такие как Firebase и зависящие от Google AMP установки в той же мере, как и защищает открытые PWA. Он не всегда выступает на стороне открытого веб-пространства. Они бросили свободный для использования XMPP (расширяемый протокол обмена сообщениями) в Gtalk, и сам Gtalk был объявлен устаревшим, предпочтя ему Google Hangouts, работающий на корпоративном протоколе. Chrome Web Store такая же неприступная крепость, как и App Store. Они закрыли Google Reader, основанный на открытом стандарте RSS. Google Cloud TPU — это закрытое аппаратное обеспечение, которое существует только в центрах обработки данных GOOG, поддерживая их платформу с открытым исходным кодом TensorFlow. Google Inbox страдает от «проникновений закрытых кодов»: появления нестандартных закрытых алгоритмов, которые обещают организовать и улучшить вашу жизнь. Важный компонент бизнес-модели, основанной на использовании патентованных технологий.
GOOG — гигантская компания, работники которой достаточно автономны, поэтому под ее крылом возникают различные проекты и инициативы. Но все крупные шаги, однако, являются согласованными, выверенными и нацеленными на исполнение его миссии: стать первой компанией, создавшей ИИ. ИИ, код которого является закрытым, и который обитает в его облаке.

С 90-х и до 2010-х веб, который мы знали, оставался, хоть и не полностью, но верен своей изначальной цели. Его разнообразие дало место для многих инновационных бизнес-начинаний, которые процветали, развивались независимые сообщества по общим хобби, и личные сайты располагались на любых физических серверах. Инфраструктурное разнообразие интернета напрямую связано с успехом различных сетевых предприятий и сообществ. Открытость веб-пространства жизненно необходима для обеспечения его безопасности, легкости доступа к нему, инновационности и конкурентоспособности.

После 2014 года мы начали терять преимущества инфраструктурного и экономического разнообразия интернета. Сложно конкурировать с облачными сервисами GOOG и AMZN, размещающими у себя огромное количество сайтов для других предприятий. Любой сайт, стремящийся привлечь достаточно большой объем трафика, зависит от его поступлений с сайтов поиска и социальных сетей.

Чем станет веб при GOOG, FB, AMZN

Представленный далее анализ лишь экстраполяция на будущее, основанная на текущем состоянии веб и знаниях о стратегиях руководства GOOG, FB и AMZN, ставших доступными широкой публике.

Сторонники сетевого нейтралитета выиграли битву в 2014-м, но в 2017-м мы становимся свидетелями второго боя, который они, скорее всего, проиграют. Вполне вероятно, что интернет-провайдеры вскоре станут решать, какой трафик может или не может прибывать на конечные устройства пользователей. Трафик GOOG, FB и AMZN будет самым распространенным, благодаря их популярности. Благодаря подобному спросу на рынке, провайдеры, скорее всего, будут предоставлять дешевые тарифы с доступом к сервисам GOOG, FB и AMZN, в то время как тарифы с полным интернет-доступом будут стоить дороже. В Португалии это уже стало реальностью. Это бы еще больше укрепило и без того ведущие позиции этих трех гигантов. Для небольших предприятий не было бы больше экономического стимула иметь независимые веб-сайты, и постепенная миграция на страницы Facebook была бы куда более разумным ходом. Небольшие онлайн-торговые площадки оказались бы куплены AMZN или обанкротились. Поскольку большинство интернет-пользователей не смогли бы открыть все сайты, у GOOG было бы мало причин оставаться простым мостом между людьми и сайтами.

Отход GOOG от амплуа обычного поискового сервиса является знаком, что компания нацеливает свою стратегию за пределы веб. Многие годы Google был лишь инструментом, играющим важную роль в развитии веб-пространства, индексируя его. В последнее время, однако, Google уже не интересно быть простой поисковой службой. Ради целей, заявленных в задачах компании, а именно «организовывать мировую информацию, и сделать ее универсально доступной и полезной», подход с использованием поисковой службы уже устарел. Многосекундный путь от поискового запроса через результаты поиска на веб-страницу к информации слишком длинный и не идеально-удобный для пользователя. Цель Google — убрать посредников на этом пути. Они пытались убрать страницу с результатами поиска с помощью кнопки «Мне повезет!», но без осмысленного анализа этот способ срезания углов нельзя назвать надежным. С помощью ИИ компания надеется, что ей удастся сократить путь до лишь одного шага: «получить информацию». Даже без осуществления ее поиска. В этом смысл опции предложений.

Как правило, у людей оказываются разные ожидания касательно нейтральности выдачи результатов поиска. Некоторые хотят от поиска Google полной беспристрастности, другие же требуют немедленно предпринять шаги по изъятию некоторых результатов. Европейский союз в одно и то же время потребовал от GOOG подчиниться запросу на удаление результатов выдачи и оштрафовал GOOG за несоблюдение нейтралитета в торговых запросах. Для GOOG не выгодно брать на себя роль беспристрастного арбитра, поскольку эта роль не соответствует их бизнес-модель. Напротив, они находятся под общественным контролем со стороны правительств нескольких государств и потенциально рискуют своей репутацией.

Стратегия предложений в данный момент осуществляется через Google Now, Google Assistant, уведомления Android и Google Home. Ни одна из упомянутых выше технологий не является частью веба, другими словами, не входит в состав «браузерленда», состоящего из веб-сайтов. Интернет — всего лишь базовый способ передачи данных из облака до конечных пользователей, но сам веб при этом обходится стороной. По представлению Эрика Шмидта в будущем интернет-услуги станут повсеместными и персонализированными, в отличие от опыта, содержащегося в веб-браузерах на стационарных компьютерах.

Схожим образом, хотя для совершения продаж AMZN все еще полагается на трафик своего веб-портала (33% сделок), заметная часть (25%) покупок совершается через мобильные приложения, не говоря уж об Amazon Echo. Как и Google Home, Amazon Echo действует в обход веб, и использует интернет лишь как средство коммуникации между облаком и конечным пользователем. В новой, безвебовой структуре мира, IT-гиганты обладают куда большей властью над трафиком данных. Они могут даже напрямую блокировать друг друга, как, например, GOOG недавно перекрыл поступление трафика на устройства Amazon Echo с YouTube.

Эпплзация IT-гигантов

GOOG, MSFT, FB и AMZN во многом повторяют стратегию AAPL по выработке лояльности к бренду на основе передовых устройств. Через процесс, который я называю «эпплзацией», они 1. создают закрытую и изолированную систему, 2. становятся производителями оборудования и 3. продвигают дизайн на рынке, в то же время создавая его для рынка. Все это становится угрозой уже непосредственно для самих AAPL, поскольку в области сбора и использования данных, они отстают от других лидеров на рынке. Хотя ранее и смелое представление App Store шокировало веб-пространство, быстро став главной дистрибутивной платформой, его оказалось недостаточно, чтобы веб заменить. Новая волна закрытых систем может выглядеть иначе: менее заметной, но не менее подрывающей основу веб.

В действиях GOOG, FB и AMZN прослеживается тенденция в попытках обойти веб, когда это возможно, мотивируя это заботой об удобстве пользователей и повышением эффективности коммуникаций, а не политикой избегания браузеров. В информационной и коммерческой сфере интернета, главная цель — быстро и эффективно предоставить пользователям то, чего они хотят. В социальной сфере цель — предоставить эффективный канал связи между людьми. Это объясняет 10-ти летний план FB с применением дополненной (AR) и виртуальной реальности (VR) в качестве следующего средства социальных контактов в интернете. Этот план также предусматривает обход веб, упирая на то, насколько более естественным будет социальное взаимодействие с дополненной реальностью, чем общение в реальном времени через текст в браузере. Уже сегодня большинство людей общаются с другими людьми в интернете с помощью мобильных приложений, а не браузеров.

Все три интернет-гиганта объединяет желание вырасти за пределы браузеров, создать новый виртуальный контекст, в котором бы создавались и передавались данные. Веб можете умереть так же, как и большинство других технологий: просто став менее привлекательным, чем новые технологии. И, как и большинство устаревших технологий, он не исчезнет в одночасье, как и не исчезнет он полностью. Вы все еще можете купить кассетный плеер и слушать музыку на нем, но эта технология все же уже утратила свою важность и актуальность в глазах общества. Смерть веб наступит в виде постепенного снижения потребности в нем, а не как внезапная и трагичная потеря.

Тринет

Интернет проживет дольше, чем веб. GOOG, FB и AMZN по-прежнему будут зависеть от подземных интернет-кабелей («магистрали»), потому что это технически успешное изобретение. При этом многие аспекты интернета будут терять свою важность, и подземная инфраструктура может быть оптимизирована только под трафик GOOG, FB или AMZN. По своей сути это уже нельзя будет назвать «сетью сетей», а лишь «сетью трех сетей», «Тринетом», если угодно. Идея рабочей сети, соединяющей компьютеры одной компании, которая породила интернет-инфраструктуру, может переместиться на более абстрактный уровень: Группы в Facebook, Google Hangouts, G Suite и прочие конкурирующие сервисы, которые могут приобрести IT-гиганты. Объединение компьютеров в рабочую сеть уже реализовано программными средствами в виде сервиса, а не традиционной локальной сети. Заботясь об удобстве пользователя, Тринет принесет в интернет техническую эволюцию. Шаги в эту сторону уже предпринимаются в GOOG. В долгосрочной перспективе поддержка маршрутизации для старого интернета и веб обернется лишними накладными расходами, так что выгоднее было бы прекратить поддержку разнообразного и независимого интернета на уровне протоколов и оборудования. Доступ к старому интернету может быть эмулирован в облаке GOOG, доступном через Тринет, примерно как сейчас Windows 95 можно эмулировать в браузере. Провайдеры признают устаревание интернета, и станут поддерживать только Тринет, подчиняясь спросу на рынке, продиктованному максимальным комфортом пользователя GOOG, FB и AMZN.

Возможно, будущее, которое строят эти IT-гиганты, с дружелюбным к пользователю AR и VR, свободным доступом к интернет-покупкам и обмену знаниями может показаться достаточно оптимистичным. Но 25 лет в сети приучили нас к некоторым основным свободам, которые мы сейчас воспринимаем как должное. Мы забываем, насколько удобно было оставаться анонимным и решать, чем делиться, а чем нет, или как легко было запустить интернет стартап со своими независимыми серверами, работающими на тех же правах, что и сервера GOOG. В Тринете если вас навсегда забанили в GOOG или FB, у вас не останется других альтернатив. Вам могут даже запретить создать новый аккаунт. Будучи частными компаниями, GOOG, FB, и AMZN не обязаны гарантировать доступ к своим сетям. У нас нет законных прав на аккаунт на их серверах, и мы, как общество, не требуем прав так яростно, как могли бы, чтобы противостоять планам, которые воплощают в жизнь лидеры IT сферы.

Веб и интернет олицетворяют свободу: удобный и безнадзорный обмен информацией между людьми всех национальностей. В Тринете мы получим еще более яркий опыт обмена информацией между людьми, но мы пожертвуем свободой. Многие из нас очнутся и осознают всю трагичность этого обмена, только когда он уже станет реальностью.