Госдума срывает дедлайн по криптозаконам

Второе и третье чтение законопроектов о цифровых финансовых активах и краудфандинге, судя по всему, откладываются на неопределенный срок. Осенью прошлого года президент России Владимир Путин поручил профильным ведомствам подготовить соответствующие поправки к 1 июля 2018 года. До установленного дедлайна остается неделя, однако второе и третье чтения так и не состоялись. При этом в календаре рассмотрения вопросов на июль в Системе обеспечения законодательной деятельности соответствующие докменты также не указаны.

Напомним, 22 мая Госдума приняла в первом чтении законопроекты «О цифровых финансовых активах», «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ» и «О цифровых правах». После этого, по словам руководителя комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова, законопроекты были приведены к единообразию. Из всех документов исчезло понятие «цифровые деньги», но сталось определение цифровых финансовых активов (ЦФА) как цифровых прав. 13 июня правительство выпустило свой отзыв на законопроекты. С этого момента никаких новостей о пакете криптозаконов не появлялось.

Как отмечают эксперты, указ президента для Госдумы не является приказом как таковым. «До конца весенней сессии еще месяц, но в календаре на июль законопроектов нет. Надо понимать, что распоряжения президента не имеют силы для Госдумы, так что сроки они срывать могут. К тому же, формально в распоряжении им ничего не указывалось», — рассказал Bloomchain Роман Янковский, партнер юридической фирмы «Зарцын, Янковский и партнеры», преподаватель юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ ЗАКОНОПРОЕКТОВ ВО ВТОРОМ И ТРЕТЬЕМ ЧТЕНИЯХ ДОЛЖНЫ ПОСЛЕДОВАТЬ ОДОБРЕНИЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ И ПОДПИСАНИЕ ДОКУМЕНТОВ ПРЕЗИДЕНТОМ. «НО ЭТО БЫСТРО, МОЖНО УСПЕТЬ ЗА НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ. ПЛЮС ВСЕ РАВНО ЕЩЕ БУДЕТ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПЕРИОД ДО ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ — В ПРОЕКТАХ БЫЛО НАПИСАНО, ЧТО 90 ДНЕЙ ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ», — ОТМЕЧАЕТ РОМАН ЯНКОВСКИЙ.

Собеседник Bloomchain указал на непроработанность ряда моментов в существующих текстах законопроектов. Среди них, например, — регулирование майнинга, который должен быть признан предпринимательской деятельностью. При этом остается непонятным, почему предпринимательская деятельность связывается с энергопотреблением, а не с систематичностью, самостоятельностью и извлечением прибыли. Возникает и другой вопрос — кто и каким образом будет отслеживать энергопотребление потенциальных предпринимателей.