7 ВОПРОСОВ О ДЕТСКИХ КРЕСЛАХ.

Не так давно я решил подсчитать, какое примерно расстояние мои дети проехали на машине за последний год. Цифра оказалась впечатляющей – более 70 тыс. км по приблизительным оценкам, за 11 месяцев. Многие взрослые проезжают значительно меньшее расстояние и за несколько лет. Цифра эта сложилась, прежде всего, благодаря частым поездкам в Москву, которые мы, как правило, проводим вместе. На то существуют вполне конкретные семейные причины. Но значительная часть такого отрезка, составили и поездки на дачу и иные выезды, как в городе, так и за его пределами. Короткие и не очень.

Между тем, для многих молодых родителей автомобильное путешествие с детьми вызывает большие вопросы. Являясь значительным ограничением в планировании отдыха, например. Чем меньше вы ездите на машине, тем более сложным представляется это мероприятие. Хотя на деле всё гораздо проще. О других нюансах я сегодня говорить не буду, а заострю внимание на том, без которого невозможна автомобильная поездка с маленьким пассажиром – автомобильном кресле.

Сегодня рынок предлагает довольно большой выбор моделей, в самых разных ценовых категориях. Как минимум, два десятка производителей и торговых марок. В интернете полно роликов рассказывающих о концепции и конкретных моделях. Да и консультанты в магазине с радостью расскажут, какая модель нужна именно вам. Но, просматривая такие сюжеты, я пришёл к однозначному выводу. Авторы их неплохо знают техническое устройство модели, материалы из которых оно изготовлено, какие-то иные технические особенности, но совершенно ничего не смыслят в том, как всё это работает на практике. Ведь важно понимать, что оценка безопасности проводиться при идеальных условиях, когда всё «правильно». Стоит изменить вводную и критерии уже будут иными. Что влияет на комфорт при длительном путешествии – можно понять, лишь побывав в нём. Увы, но большинство консультантов знают об этом в лучшем случае теоретически.
И потому, я решил рассказать о нескольких, наиболее важных, с моей точки зрения, позициях, которые следует учитывать при покупке детского автомобильного кресла.

Безопасность или комфорт?
Разумеется, первое, на что будут делать акцент продавцы любого специализированного магазина – безопасность. Хотя на самом деле вовсе не автомобильное кресло должно выполнять эти функции. Его реальная задача усилить эту самую безопасность. Проще говоря, безопасность пассажиров зависит, прежде всего, от самого автомобиля. Той защищённости, которую обеспечивает этот автомобиль. Начиная от «активных», и разумеется «пассивных» систем безопасности. Которые составляют: прочность кузова и наличие рамы, количество и расположение подушек безопасности, тип кузова и тд. Чем меньшую безопасность пассажирам обеспечивает автомобиль, тем соответственно большую нагрузку на себя принимает кресло. Но и в этом случае не стоит преувеличивать его возможности.

Можно было бы развить тему вероятных сценариев, при которых уже никакая система не в состоянии обеспечить эту безопасность. Но остановимся на том, что задача детского кресла состоит в том, чтобы обеспечить достаточно надёжную фиксацию ребёнка и снизить нагрузку ремней, в случае экстренного торможения. И в этом отношении сами по себе кресла мало чем отличаются. Для детей в возрасте до 4-5 лет, когда предполагается использование ремня безопасности непосредственно детского кресла, система фиксации фактически одинакова: три точки крепления (две лямки + нижняя). Получается, что с точки зрения реальной безопасности разницы вообще нет. Но это не совсем так.

Именно от комфорта во многом и зависит безопасность. Причём относится это не только к маленьким пассажирам, но и взрослым, а особенно водителю. Чем больше дискомфорта – тем меньше вероятность того, что маленький пассажир будет находиться в кресле так, как того требует инструкция безопасности. А именно: ровная посадка, накинутые лямки и тд.
Долгая поездка сама по себе не слишком лёгкое для организма предприятие, что уж говорить о детях, энергия которых бьёт через край и сидеть на месте крайне тяжело.
Я рекомендую в первую очередь смотреть на комфорт. Чем быстрее ребёнок засыпает в кресле и чем дольше продолжает спать во время поездки – тем комфортнее для него. Если во время путешествия он бодрствует – значит, что-то не так. Что касается безопасности. Езда с детьми требует повышенного внимания и большей концентрации на дороге от водителя. Именно это играет основную роль в вопросе активной безопасности, а вовсе не кресло.

В чём преимущество Isofix?
У меня двое детей, которые пока ездят в автокресле, а значит и кресел этих два. Концептуально и с точки зрения конфигурации они совершенно разные. Что позволяет сравнить в реальных условиях две системы крепления.

Не так давно на рынке появились модели с так называемой системой Isofix. И продавцы специализированных магазинов всячески стремятся предложить покупателям именно их. Ссылаясь на всё ту же большую безопасность. Как она работает?
Всё достаточно просто. Прежде всего, ваш автомобиль должен быть оснащён соответствующим креплением. Признаться, не знаю, как обстоят дела в бюджетном классе, но в сегменте премиум из двух десятков машин которые были у меня – абсолютно все имели подобную систему крепления. Включая китайские Haval. Однако прежде чем обратить внимание на кресло с системой крепления Isofix, следует всё же убедиться, оснащена ли ваша машина возможностью такого крепления.
При помощи специального зацепа кресло в двух точках сцепляется с автомобилем. Третья точка крепления обеспечивается в верхней части при помощи специального ремня детского кресла. Таким образом, кресло действительно получает довольно жёсткую фиксацию.

Но, куда же без «но». Известно, что традиционная система фиксации автокресла обеспечивается за счёт штатного ремня безопасности автомобиля. Тут следует отметить, что многое зависит от самого ремня. В хорошей машине эта система отлажена достаточно чётко. Более того, в случае экстренного торможения ремень не фиксирует слишком жёстко, а в некотором роде амортизирует удар. Снижая нагрузку на грудную клетку. Это в том случае, если речь идёт о взрослом пассажире. В случае же с детским креслом оно так же обеспечивает достаточно жёсткую фиксацию в штатном режиме и при этом даёт некоторую разумную амортизацию при резком торможении. На самом деле всё это очень условно и едва различимо в штатном режиме эксплуатации. В конечном счёте, ни одна из систем не имеет каких-то видимых преимуществ, не по одному из параметров, связанных с эксплуатацией.

На мой взгляд, система Isofix в большей степени маркетинговый ход. Ведь повторюсь, даже если говорить о сравнении тестов на безопасность, проходят они в идеальных условиях. А вот один из минусов, который я отметил в кресле с сисемой Isofix – меньшее количество регулировок. Прежде всего, отсутствие возможности откинуть спинку.

На подставке или без?
Если взглянуть на прилавки с автомобильными креслами, то мы увидим, что они разделяются на две категории: те, что имеют особую площадку под креслом, и те, что таковой не имеют. В данном случае я рекомендую рассматривать именно те, что такую площадку имеют. Причин тому две. С одной стороны, такие модели дают возможность для дополнительных регулировок наклона спинки и общего положения кресла. Вторая причина: ребёнок в нём находится выше и обзор для него становится лучше. Следовательно, ему уже нет необходимости постоянно приподниматься. А значит, ребёнок будет больше сосредоточен на происходящем вокруг, за окном автомобиля и меньше требовать внимания к себе от родителей (что особенно важно, если вы путешествуете без сопровождения). Ну и как следствие: быстрее уснёт, набравшись впечатлений.

Важны ли материалы?
Независимо от стоимости кресла, они производятся из разных материалов. Здесь можно провести прямую аналогию с автомобилем. Не секрет, что фактически все машины премиум класса и выше комплектуются кожаным салоном, а так же материалами схожими внешне и тактильно. Первое, что я бы не советовал: покупать кресла обшитые тряпкой и подкладкой из поролона. Ребёнку в таком кресле менее комфортно, а в летние дни ещё и жарко. Кроме того, такие материалы легко впитывают жидкости и запахи, избавиться от которых довольно сложно. Одна из причин, по которой пришлось заменить как такое кресло.

Лучше делать выбор в пользу качественного кожзаменителя или схожих синтетических материалов. Такие кресла и комфортнее для ребёнка и гораздо лучше поддаются очистке. Кроме того, почти не впитывают запахи и быстрее сохнут, являясь фактически инертными к жидкостям.

Насколько важны регулировки?
Многое зависит от интенсивности поездок. С одной стороны, если ваш режим ограничен ежегодным выездом на дачу, который занимает всего пару часов. А в течение года ребёнок фактически не ездит на машине, то и наличие дополнительных регулировок и других особенностей кресла уже не так существенно важны. Как в случае с теми, кто путешествует много и преодолевает большие расстояния. Чем более дальнее путешествие, тем больший комфорт должен получить ребёнок. Кроме того, в отличие от взрослых, дети довольно быстро растут и зона комфорта для них постепенно увеличивается. Именно поэтому возможность регулирования не только положения спинки, но и подголовника и подлокотников. А равно и дополнительного упора для ног – будет отличным дополнение в длительной поездке.

Споры о подлокотниках.
Недавно в разговоре с одним из специалистов компании, специализирующейся на продаже автомобильных кресел, я услышал фразу о том, что подлокотники детских кресел негативно сказываются на безопасности. Правда, какого-то внятного обоснования такому утверждению я не получил.
Сперва скажу, что сам я вообще не представляю себе езды без удобного подлокотника в машине. Оказываясь в автомобиле, где нет такой опции, я чувствую себя крайне некомфортно, даже как пассажир. Что уж говорить о роли водителя. Но я могу и потерпеть.
Одно из главных наблюдений, которое отметил для себя – подлокотники, безусловно, нужны. Это очень важная деталь, позволяющая оставаться ребёнку в кресле, пока он спит, и вообще ограничивая пространство, условно безопасной зоны кресла. Это с одной стороны. С другой они играют ровно такую же роль, как и для взрослых пассажиров. А, следовательно, делают путешествие более комфортным.

Важна ли цена кресла?
Один из самых важных вопросов. Есть ли зависимость между качеством и ценой? Какова роль производителя и его имени в этом вопросе? На самом деле всё очень индивидуально. Прежде чем ответить на этот вопрос, попробую объяснить логику продавцов в магазине, мотивирующих в пользу определённого бренда.
Как и в случае с крупным сетевыми ретейлерами, любой мульти брендовый магазин имеет совершенно разные взаимоотношения с различными брендами. Далеко не всегда это отражается в превалировании одной торговой марки на прилавке. Всё может быть куда сложнее, но главное, продавец всегда будет акцентировать внимание на том производителе, продавать который выгоднее. Это вовсе не значит, что такой производитель окажется хуже других. Впрочем, как и лучше.
В части брендов, данный рынок не настолько популярен, чтобы можно было говорить о каком-то реальном сравнении и очевидном превосходстве. Много ли производителей детских кресел вы знаете? Как правило, это лишь тот производитель, продукцию которого вы купили. Или ваши близкие. Но не редки случаи, когда вы вообще не акцентируете внимание на этом. Из интереса, я опросил нескольких знакомых, задав простой вопрос: кресло какого производителя у вас в машине. Почти никто не смог ответить на этот вопрос. И хотя на рынке есть более известные бренды, типа Concord или Britax… я бы не стал ровнять их популярность с Canon и Nikon в мире фотоаппаратов или BMW и Mercedes в мире автомобилей. Впрочем, так же и в части какого-то непревзойдённого качества и преимущества перед остальными.

На самом деле выбор должен строиться, прежде всего, исходя из интенсивности и дальности поездок. Если вы планируете ездить часто, но на короткие расстояния (например, каждый день отвозить ребёнка в садик), то нагрузка на крепления, ремни и прочие механизмы будет выше. Следовательно, и большее внимание следует уделить именно фурнитуре.
Ещё один критерий: как часто вы планируете снимать кресло? Если делать это часто, то система Isofix будет иметь некоторое преимущество. С другой стороны, классическая система крепления долговечнее, так как проще и исключает какие-то более сложные механизмы.
При малой интенсивности использования я бы не стал рекомендовать покупать излишне дорогое кресло. И в целом меньше внимания уделять различным деталям. Ориентируясь больше на общие показатели и приемлемую стоимость. Которая, в конечном счёте, слабо отражает качество и удобство детского кресла. Поскольку именно описанные выше критерии играют основную роль. Есть много моделей достаточно дорогих и технологичных, но совершенно неудобных в реальной жизни. Равно, как и среди бюджетных производителей, вполне можно найти что-то оптимальное.
Разумеется в меньшей степени это относится к самым простым и самым дешёвым моделям. Которые пригодны для редких поездок по городу от дома до вокзала или аэропорта. Что называется "пересидеть". Если вы практически не ездите на машине, то конечно нет нужды рассматривать особо дорогие модели. Как я уже сказать, в части реальной безопасности большую роль играет сам автомобиль, а не кресло.

В заключении.
Как бы там ни было, экономить на детях, конечно, не стоит. Но не всегда экономия отражается в денежном эквиваленте. Правильный подход в выборе кресла – вот, что на самом деле будет являться большим вкладом и в безопасность, и в комфорт вашего ребёнка. Не стоит полагаться на маркетинговые уловки и заверения продавцов специализированных маркетов.

Dmitry Matveev // ItodorTV © 2017 г. Фото автора.