ПОДВОДНЫЕ ТЕЧЕНИЯ ВЛАДЕНИЯ ЛОДКОЙ.

25.12.2017

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. СДЕЛАНО В РОССИИ.

В первой части этой статьи я рассказал о некоторых законодательных препонах, которые в виде правил, ограничений и требований усложняют или попросту исключают возможность эксплуатации моторной лодки. Подробнее об этом можно узнать по ссылке https://zen.yandex.ru/media/id/5a310ee2581669f0e5491c99/podvodnye-techeniia-vladeniia-lodkoi-5a378a354bf161721b18d37f. Кстати, данная статья оказалась самой популярной по числу прочтений, из опубликованных здесь, что говорит об обеспокоенности рыболовов данным вопросом.

Сегодня же речь пойдёт о другой стороне медали, не менее значимой и проблемной для настоящих или будущих владельцев моторных лодок. О катерах, произведённых в России. В одном только Петербурге располагается не менее 20 различных верфей, от тех, что можно назвать «кружок умелые ручки», до полномасштабных заводов, с отделом проектирования и маркетинга. Все они разные и производят лодки разного класса. Одни лучше, другие хуже. Третьи… лучше не пробовать. Как разобраться в этом вопросе и чего можно ожидать от произведённой в России лодки? Будем разбираться сегодня.

Дабы статью не сочли пропагандой покупки ввезённых из за рубежа катеров, сразу скажу, что следующая часть этой статьи расскажет о тех проблемах, с которыми можно столкнуться при заказе катера из-за границы. Ну а начнём, пожалуй, с вопроса о том, что вообще мотивирует покупать лодку, произведённую в России?

Цена – всему голова! Или нет?
На самом деле причин может быть много. На фоне негативного отношения к российской продукции в целом и отсутствия конкурентных приборов, оборудования и снастей, рынок катеров и моторных лодок в общем, довольно не плохо себя чувствует. За исключением одного «но». Если чуть углубиться в него, становиться понятно, какое это на самом деле змеиное гнездо. Борьба за покупателя рождает настоящую ненависть между производителями, которая частенько выливается в словесные баталии на тематических форумах.

Один из первых собранных в России катеров Silver Eagle Star Cabin, Онежское озеро, 2004 г.
Один из первых собранных в России катеров Silver Eagle Star Cabin, Онежское озеро, 2004 г.

Справедливо будет отметить, что в России, увы, не умеют делать лодочные моторы, морскую электронику, приборы и даже фурнитуру. Но вот лодки строить более-менее научились, пусть и используя иностранные материалы и комплектующие. Впрочем, далеко не все.
Возвращаясь к вопросу о том, что же всё же мотивирует рыболовов приобретать катер произведённый в России, я бы отметил следующие критерии. Цена – разумеется, один из важнейших факторов. Западные аналоги стоят ощутимо дороже, иногда на порядок. Не опытный рыболов с ходу вообще не увидит какой-то разницы. Да и опытный, если он точно знает, чего хочет, вполне может подобрать что-то достойное. Вторая причина: возможность индивидуального заказа. Она есть и на западе, но там возникают свои нюансы и сложности, в том числе и в части стоимости. В России производители дабы удержать клиента почти всегда готовы идти на встречу. И если производство не требует каких-то значимых технологических изменений, то всегда согласятся на изменение конфигурации или дополнения. К этому мы ещё вернёмся.

На этой лодке made in Russia я ловил рыбу в сезонах 2004-05 гг., как раз в то время можно было говорить о бурном развитие отечественного производства катеров.
На этой лодке made in Russia я ловил рыбу в сезонах 2004-05 гг., как раз в то время можно было говорить о бурном развитие отечественного производства катеров.

Если производство находится в вашем регионе, то вероятнее всего вы сможете контролировать ход постройки вашей будущей лодки. Кстати, покупка в наличие - явление крайне редкое. Встречается лишь в младшем сегменте надувнушек. В остальных случаях, вам придётся ждать исполнения заказа. Об этом мы так же ещё поговорим.
Наконец, возможность дисконта, особенно если заказчик общается напрямую с производителем. Всегда можно рассчитывать на какие-то бонусы и скидки. Ну и в завершении: обслуживание. Почему-то, многие полагают, что российский производитель постарается сделать лодку так, чтобы новый владелец поменьше его беспокоил. Ну, а если вдруг, что-то не устроит, то владелец всегда может приехать и быстро устранить неполадки. Не факт.

Чего можно ожидать?
Отмечу, что данные предостережения не относятся абсолютно ко всем производителям. Некоторые болеют ими в большей степени, другие в меньшей. Одни дорожат репутацией, другие действуют на авось. Как разобраться в этом я расскажу чуть позже, а сейчас давайте разберёмся, чего же можно ожидать, приобретая некачественную лодку.
Безусловно, каждый класс имеет свои особенности и проблемные зоны. Для сварных, алюминиевых катеров это будет одно; для пластиковых совсем другое. Для самых популярных надувнушек третье, а рибы могут сочетать в себе проблемы всех ранее перечисленных. Впрочем, могут и не сочетать.

Самое безобидное, с чем можно столкнуться – затяжками по времени исполнения заказа. Этим, так или иначе, болеют почти все. Я бы не стал спускать всех собак. Ведь в производстве принимает участие множество технологичных узлов, оно делится на разные этапы. Чем сложнее лодка – тем дольше этот цикл. Чем меньше объём производства, тем сложнее ему наладить чёткую и слаженную работу по поставке всех комплектующих и материалов. В сущности, это не ваша проблема, но такова данность. Из всех известных мне случаев покупки катера, в том числе и на личном примере, я не вспомню ни одного, чтобы он был готов точно в срок. Хорошо если задержка составляет неделю. Если речь идёт о трёх и более… есть повод задуматься. Конечно, если производитель заранее не предупредил вас о возможности такой задержки. Либо, если не случился какой-то объективный форс-мажор. Иногда, такие задержки возникают по причине регулярных изменений, которые вносит в проект заказчик. В этом случае, не стоит переводить стрелки на производителя. Опять же, если он чётко заявляет о переносе сроков в связи с внесёнными изменениями.

Я не могу сказать усреднённое время, которое требуется на изготовление лодки. Всё зависит от самого производства. В любом случае, срок реализации и качество конечного продукта – ни как не связаны между собой. Это нужно помнить. Чем лучше отлажено производство и чем больше оно выпускает продукции, тем меньше времени требуется на производство конкретного заказа. Тормозить может лишь обыкновенная очередь. А вот качество в этом случае напрямую зависит от того, как за ходом реализации следят технологи.
Когда лодка всё же готова она, как правило, имеет ряд скрытых и явных дефектов. В одном случае их больше, в другом меньше. В одном, они носят скорее эстетический характер, в другом вполне конструктивный.
Приобретая подержанный автомобиль, мы всегда досконально изучаем его параметры и кузов. Смотрим толщину краски, зазоры и даже приглашаем специалистов, чтобы понять, не была ли машина в аварии. В случае с покупкой лодки, особенно новой, заказчик, словно ослеплённый подарком малыш, смотрит на свой пароход сияющим взглядом.

Вместо того, чтобы обратить внимание на явные «косяки», мысленно уже где-то на «варецких банках», ловит судака. Это не правильно. Многое можно увидеть сразу. Важно обращать внимание на швы, стыки и другие технологические части лодки. Слабые места. Максимально проверить работоспособность всех систем. Начиная от помпы и приборов, заканчивая управления мотором и подключением бензобака. Если перечислять всё, что происходило в истории покупки лодок – хватит как раз до Нового года.
Не стоит закрывать глаза и на эстетические моменты. Это не менее важная деталь и к тому же, предвестник того, что и технически лодка может оказаться бракованной.
Технологические проблемы установить не так просто. За исключением явных. Как, например, один мой знакомый при осмотре лодки обнаружил не проваренный шов длинной сантиметров 20. Естественно, ниже ватерлинии. Не хочу сказать, что такое случается часто. На моей памяти это единственный случай. И всё же, не обрати на это внимание покупатель… большой вопрос, чем бы закончился первый выход на воду.

Вообще, заполнение внутренней части лодки водой – распространённая болезнь. Один из Питерских производителей рибов постоянно сталкивается с подобными жалобами, правда всячески отрицает системность этой болезни. Причин, по которой вода поступает под палубу может быть довольно много, и не всегда их можно установить сразу. В связи с этим, я не рекомендую при первом выходе отправляться в дальнее путешествие. Постарайтесь провести обкатку у берега и дать лодке постоять в воде. Если она набрала воды… я бы посоветовал требовать возврат денег. Так как решить эту проблему с готовым корпусом довольно сложно, не изменив изначальной конфигурации. Возможно, вам и решат эту проблему, но лодка уже будет похожа на Франкенштейна. Впрочем, вы об этом узнаете далеко не сразу.
Другие проблемы, которые могут случиться, как правило, начинают проявляться спустя некоторое время эксплуатации. Они могут быть совершенно разными. От отслаивания силовой на пластиковом корпусе, до в прямом смысле расклеенных баллонов. Хотя, чаще проблемы возникают с работой электроники. Что-то обязательно замыкает из-за криворуких электриков, которые проводили проводку второпях и на авось. Последствия этого могут быть разными, но заранее очень сложно предугадать вероятность этого. Впрочем…

Так, у кого заказывать?
Назови я список рекомендованных производителей и тех, что находятся в моём личном чёрном списке, вы тут же обвините меня в заказной публикации и продажности. По этому, конкретных имён ждать не стоит.
Возможно, я скажу банальные вещи. Которые уж точно не оценят большинство производителей, но я постараюсь обосновать своё мнение. В первую очередь, я рекомендую смотреть на крупных производителей. Они есть в каждом сегменте. И у каждого есть широкий модельный ряд, который позволяет выбрать что-то универсальное и максимально удобное вашим условиям. Единственным жёстким критерием может быть цена. Не хочу говорить «скупой платит дважды», ведь у покупателя действительно может быть ограничен бюджет. А себестоимость продукта вообще непонятна. Дабы не быть обвинённым в голословных рассуждениях, не буду приводить тех цифр, которые мне известны. Но поверьте, ни один производитель не будет работать себе в убыток. И конечно, более крупное предприятие может себе позволить немного поднять цену. Ведь чтобы заработать имя - нужны время и средства.

Впрочем, даже крупный и известный производитель не гарантирует отсутствия брака и все те шаги проверки продукции, о которых я рассказал раньше, необходимо проделать с любой лодкой. Но, а что до маленьких компаний?
Есть мнение, что небольшие «кастомные» мастерские с большим внимание относятся к производимой продукции. В большинстве случаев это не совсем так. Одно дело, когда речь идёт о индивидуальном мастере, который за своё имя и эксклюзив поднимает цену. Делает несколько моделей в год и вообще не беспокоится о новых клиентах. Хотя, в мире лодочных производителей России мне такие не известны. В других сферах – да.

Маленькие производители, как правило, стремятся хоть как-то выжить, борясь за каждого клиента. Набирая их пачками, а потом, всячески пытаясь реализовать заказы. Первое, что стоит сделать – приехать на производство. Оценить его уровень, посмотреть различные этапы. Вас могут и не пустить на производство и это право компании. Не стоит сразу ставить на ней крест. Но в этом случае информации будет чуть меньше.
Стоит так же понимать, что создание новой модели - это довольно сложный технологический процесс, требующий не только знаний, но и ресурсов. Западные компании тратят огромные деньги на разработку новых моделей. Их проектировку, многочисленные испытания и тесты. В России чаще всего имеет место банальное копирование. Особенно в части пластиковых корпусов. За основу берётся какой-то западный корпус. Иногда вносятся изменения и вперёд. Никто не делает сложных расчётов конфигурации. Не учитывает изменений аэродинамики и гидродинамики. Наконец, вес. Любые изменения могут привести к разным последствиям. И если оригинальный корпус демонстрировал хорошие показатели, то его «реплика» может оказаться вовсе опасной.

Автор на тест-драйве риба от одной из старейших верфей - Мнёв и Ко
Автор на тест-драйве риба от одной из старейших верфей - Мнёв и Ко

Далее по пунктам:

1. Я не рекомендую покупать новую, не обкатанную модель и тем более, вкладываться в производство ещё не построенной лодки. 95% что вы получите брак. Причём с большой задержкой. Ни одна новая модель не обходится без доработок. Любое производство сперва делает опытный образец, обкатывает его, вносит коррективы и лишь после этого выводит в серию. Но и после начала продаж могут быть внесены уже новые изменения, а может последовать и снятие с производства. Желательно делать выбор в пользу модели, которая прошла минимум один сезон. Исключений может быть два: слишком привлекательная цена и безграничная уверенность в производителе или (и) полное безразличие к конечному продукту.
2. Постараться оценить уровень производства. Его коммуникации в сети. Информационный фон. Задать вопрос владельцам, желательно на нейтральной площадке и очень скептически относится к любым полярным отзывам. Как резко положительным, так и резко негативным. Как правило, в обоих случаях имеет место ангажированность или предвзятость.

3. Попытаться понять реальные сроки изготовления. Они могут и измениться в зависимости от экономической ситуации в стране или иных событий. Но общее представление о том, насколько чётко работает производство получить всё же стоит.
4. Мнения в интернете (хотя эту статью вы тоже, скорее всего, читаете в электронном виде) стоит подвергать сомнению и фильтрации. Не важно, негативное оно или позитивное. Исходит от «обычного владельца» или «эксперта». Старайтесь найти несколько подтверждений, как похвалам, так и критике. Желательно с конструктивным примерами. А не потоком эпитетов. Что конкретно хорошо и что плохо. Имеет место не только ангажированность, но и субъективная оценка. Когда человек говорит совершенно искренне и так же искренне заблуждается. В силу разных причин и обстоятельств. Например, отсутствие опыта.

5. В начале статьи я упомянул о том, что многие производители охотно идут на внесение различных изменений конечной модели. Отмечу, что в данном случае речь идёт о моторной лодке. Если вы обсуждаете установку дополнительного оборудования, тарги, держателей для спиннингов, навигации и тд. Вопросов нет. Производитель должен знать и уметь всё это устанавливать и подключать. На мореходные качества лодки это ни как не отразиться.

Но если вы поднимаете вопросы, которые могут сказываться на мореходных качествах. Например, удлинить корпус или увеличить ширину кокпита. Установить купальный мостик большего размера. Или укомплектовать лодку мотором большей мощности, чем заявлено производителем. Значительно увеличить объём топливного бака и особенно его переносом в другую часть лодки. И на такие просьбы производитель сразу или почти сразу отвечает согласием – мой совет бежать от такой компании. Важно! Речь идёт именно о тех изменениях, которые предлагает покупатель, а не предложены производителем, как дополнительная опция.

Вначале 2000х произошёл неприятный эпизод, с двумя опытными мореходами (в прямом смысле) и рыболовами. Два Жени, кто-кто, я уверен, ещё помнит их по участию в обсуждениях, зарождавшихся тогда интернет дискуссий. В том числе и по водно-моторной тематике. Так вот, в один из осенних дней Жеки не вернулись на берег. Их катер: модернизированная Ладога-2, был найден перевёрнутым в паре километров от берега, а тела самих рыбаков так и не нашли. Одна из вероятных причин, по которой случилось это несчастье – перенесённый в носовую часть лодки топливный бак, к тому же с увеличенным объёмом. Такие изменения в конструкции меняют конфигурацию лодки, её мореходные качества и при определённых обстоятельствах могут привести, в том числе и к опрокидыванию лодки. В погоне за прибылью или желанием выжить, некоторые производители не считаются с возможными последствиями. Надеясь на русское «авось». Скорее, именно по этому, отношение к Made in Russia у многих рыболовов очень скептическое. И хотя сегодня есть целый ряд производителей, кто научился делать достаточно качественную продукцию, тот фон, который создают безрассудные производители, накладывает отпечаток на всю отрасль.

Dmitry Matveev // ItodorTV © 2017 г.
Фото из архивов автора.