История электромобилей Nissan

Японская марка Nissan — самая электрическая из всех крупных автокомпаний мира. Ее модель Leaf — официально самый массовый электромобиль современности (правда, Tesla Model 3 того гляди отберет у японца это звание). Тем удивительнее, что у Nissan удивительно долгая история с электрокарами. И началась она с Перл-Харбора.

7 декабря 1941 года Япония атаковала базу американского военного флота в гавани Перл-Харбор на Гаваях. В налете участвовали самолеты трех типов, в том числе знаменитые истребители Mitsubishi Zero. В ответ, США объявили войну, которая закончилась ядерной бомбардировкой японских городов, капитуляцией и оккупацией Японии американской армией.

Не желая более видеть в небе японские истребители, американцы сразу же запретили японцам выпускать Mitsubishi Zero. Последние делались на нескольких заводах, в том числе на предприятии токийской компании Tachikawa Airplane Company. И именно она, получив запрет на выпуск самолетов, решила делать электрокары.

Машинку назвали Tama и появилась она аж в 1947 году. В свое время мы писали про нее отдельную статью. Бензин в Японии тех лет был в дефиците, а потому Tama пользовалась неплохим спросом. Однако как только поставки топлива возобновились, производитель перешел на выпуск бензиновых машин и вскоре переименовался в Prince Motor Company. Под этим названием в 1966 году компания слилась с концерном Nissan.

Tama EV
Tama EV

Сам Nissan изначально вообще не выпускал автомобили. Это была индустриальная группа, которая только в 1933 году стала делать машины попросту купив компанию Datsun. Лишь в конце 60-х, после слияния с Prince автомобили обеих марок стали массово переименовывать в «Ниссаны».

Так или иначе, но электромобильная история Nissan прервалась на полвека — со времен Tama и вплоть до конца XX века. Нет, время от времени японцы показывали какие-то концепт-кары, которые по задумке должны были передвигаться на электроприводе, но то — именно концепты, где важен дизайн, а техника может существовать лишь в фантазиях создателей.

С другой стороны, конец 90-х годов для Nissan был непростым временем. Японская компания очень активно развивалась в 60-е, 70-е и 80-е и набранный темп и сыграл с ней плохую шутку. Выросло целое поколение инженеров, которые привыкли разрабатывать великолепные машины по самым сложным технологиям не особо обращая внимания на затраты. Самое удивительное, что эти инженеры работали группами, которые мало общались между собой.

Конструкторский отдел той самой Price Motor Company просуществовал внутри Nissan до 90-х годов, разрабатывая автомобили без оглядки на другие подразделения концерна. И это не единственный подобный пример. В итоге, когда грянул азиатско-тихоокеанский кризис, выяснилось, что считать деньги в Nissan не умеют.

Nissan Altra EV
Nissan Altra EV

Компания разорилась, но перед этим начала выпускать… электромобили! Это был такой эксперимент — мол, а что еще мы могли бы сделать? Ну например, взять чудаковатый универсал Nissan R’nessa и перевести его на электротягу. Новинку назвали Nissan Altra EV и презентовали калифорнийцам — правда, только на условиях лизинга. Машину делали именно в исследовательских целях — посмотреть, какова надежность электрокаров и особенно — как долго проживут аккумуляторы. Так или иначе, но 200 штук сделали.

В родной Японии Nissan тоже сделал электрокар — модель Hypermini. Название говорило само за себя: электромобильчик был всего на 4 см короче современного Smart ForTwo. Но 280 машин выпустили — опять же скорее ради эксперимента. И разорились окончательно.

Nissan Hypermini
Nissan Hypermini

В 1999 году у Nissan появляется спаситель — компания Renault и их человек Карлос Гон. Французы дают денег на спасение, взамен покупают акции Nissan и посылают своего человека спасать японцев.

Карлос Гон быстро завоевывает прозвище «Убийца расходов». Он разгоняет дублирующие друг друга команды инженеров, закрывает нерентабельные производства, сокращает число платформ и экономит. С его тяжелой руки остатки Prnice Motor Company внутри Nissan прекращают свое существование. Отныне Infiniti G и Nissan Skyline — это одна машина а не две разные модели, в которых нет ни единой общей детали.

На фоне всеобщей унификации, сокращения убытков и роста прибыли Карлос Гон, который на волне успеха стал главой всего альянса Renault Nissan Mitsubishi, принимает невероятное решение: мы будем выпускать электрокары. И не просто в виде эксперимента, по 200-300 штук. А массово. Станем продавать их по всему миру. И заработаем на этом!

2000-е — не самое простое время для электрокаров. В GM как раз печально закончилась история с EV1. Toyota стала успешно продвигать гибриды, которые как бы становились разумной альтернативой электромобилям. В Европе победным маршем катились экономичные дизели.

Но именно в это время, когда Илон Маск был известен узкому кругу специалистов как создатель платежной системы Pay Pal, Карлос Гон сказал — электрокару быть! В декабре 2010 года первое поколение Nissan Leaf поступило в продажу.

Leaf с самого начала был не совершенен. Его создатели словно не знали о том, что в мире давно существуют отличные аккумуляторы для телефонов, планшетов и ноутбуков, и в итоге разработали батареи с нуля. И даже выпускать их стали самостоятельно. Получилось так себе.

Зато Nissan успешно применил то, в чем он был хорош. Во-первых, Leaf построили на легендарной платформе B0. Легендарной от того, то это переднеприводное шасси при неплохих характеристиках отличается крайне низкой ценой. На нем же построен, например, Renault Logan. В итоге Leaf пусть и уступает технически какой-нибудь Tesla, но остается самым дешевым из просторных электрокаров в мире.

Во-вторых, у Nissan есть дилерская сеть по всему миру. Leaf сразу стали широко продавать. Если честно, то мы до сих пор не понимаем, почему эта машина так и не старовала в России. При том, что подержанные «Лифы» к нам везут тысячами!

В общем, это был успех. По всему миру уже продано несколько сотен тысяч таких машин. А в начале 2018 года Карлос Гон заявил, что альянс Renault Nissan стал первым автопроизводителем, который зарабатывает на выпуске и продажах электрокаров. Раньше, чем Tesla.

Сейчас Leaf — не единственная электрическая модель Nissan. Есть еще фургон e-NV200. Есть планы выпустить кроссовер. Правда, будущее остается туманным. Японский менеджмент концерна провел тайное внутреннее расследование и передал местной прокуратуре улики, доказывающие, что Карлос Гон превышал должностные полномочия в целях личной выгоды. Гона арестовали — с ноября 2018 года он находится в токийской тюрьме. Суд пока не состоялся. Но так или иначе, электрическое будущее Nissan остается под вопросом.

Оригинал статьи читайте на нашем сайте