История моды в портретах, карикатурах и фотографиях (XIX - начало XX в.)

10.02.2018

На протяжении XIX века мода постепенно менялась. И то что было модно в его начале, совсем не похоже на то, что было модно в середине, и уж совсем иной предстает мода к концу века.

Для культуры в общем, и для моды в том числе свойственно постепенное ускорение. Так если древность длиться тысячелетия, средние века занимаю несколько столетий, эпоха просвещения умещается в век, а XIX век становится прибежищем и для романтиков, и для реалистов, в ХХ же веке каждое десятилетие преподносит нам изменения, что происходит в XXI веке вообще не понятно.

Поэтому, едва задев XIX столетие в прошлой статье, мы перенесли остальные его перемены в следующую, и как бонус зацепим кусочек XX века.

И так, пойдем по порядку. На смену вытянутому силуэту стиля ампир приходит романтический стиль с широкими юбками и покатыми плечами. Мужская мода не сильно меняется плавно продвигаясь к современному классическому костюму, поэтому основное внимание к женским нарядам.

Мы упомянули о пышных юбках. Карикатуристы здорово повеселились, высмеивая эту часть дамского гардероба.

И они были правы. Дамы видимо так истосковались по пышным юбкам, за время моды на узкие, что потеряли чувство меры. Картинки из модных журналов тех лет не многим отличаются от карикатур. Посмотрите сами.

 Да, эти юбки действительно велики, но я думаю, что никто не станет возражать, что дамы в них выглядят роскошно. Конечно размеры таких юбок создавали неудобства и тем, кто их носил, и окружающим, но зато как красиво.

Со временем увеличивать пышность юбки, видимо, стало затруднительно, и юбки постепенно стали приобретать более или менее адекватный объем. Но, что за жизнь, если ты не привлекаешь к себе внимание окружающих? Юбкой уже никого не удивишь. А, что если поэкспериментировать с рукавами? Да, мы поэкспериментируем с рукавами.

Если делать выводы по картинкам карикатуристов, то эксперимент был не слишком удачный в плане красоты, но уж наверняка внимание к себе привлекал.

Глядя на несчастного, маленького мужчину на переднем плане можно подумать, что странные причуды в области моды – это сугубо женская привилегия, но у нас имеются доказательства того, что это не так.

Таким «нахальным» галстуком, действительно можно по выкалывать глаза. А вот и фото, подтверждающее, что рисунок не лжет, а только преувеличивает.

Галстучек странный, да и цилиндр достаточно высокий. Поэтому не будем винить одних только женщин в модных излишествах. И насладимся картинками из модных журналов.

Хотя, справедливости ради, нужно признать, что рукава действительно громадные. 

Возможно, вы уже обратили внимание на головные уборы, украшающие дам в платьях с объемными рукавами. Это капоры, войдя в моду, они трансформируясь, достаточно долго украшали женские головы. И в какой-то момент модницы, видимо, немного увлеклись их глубиной.

Как мы видим из двух карикатур, размещенных выше, капор сочетали и с узкими платьями в стиле ампир, и с широкими, романтического периода. Так что не смотря на насмешки, у этого головного убора было много поклонниц.

Розовый вариант достаточно умеренный, в то время, как желтый капор напоминает абажур. Но это мои личные ассоциации. Любители капоров, пожалуйста не обижайтесь. Не исключено, что у меня нет вкуса. 

Еще один дамский аксессуар, по которому прошлись карикатуристы – это веер. Мол периодически дамы злоупотребляют его величиной.

Следующий в нашем списке модных крайностей поистине необыкновенный предмет – турнюр, призванный лишь частично увеличить юбку с тыльной стороны.

На кого похожи дамы в таких платьях? Что прячут они в чемоданах прицепленных ниже спины? Примерно такими вопросами задавались карикатуристы тех лет.

Понятное дело, что любая одежда, какой бы прекрасной она ни была может просто не подходить некоторым людям. Скорее всего художники изображающие карикатуры отталкивались именно от таких случаев.

В то время как девушка, изображенная Ренуаром, художником импрессионистом, выглядит очень привлекательно в платье с турнюром. Ну, по крайней мере, не уродливо.

О. Ренуар "Парижанка"
О. Ренуар "Парижанка"

Такие платья могут нравиться или не нравиться, но факт остается фактом, в конце XIX века женщины их носили.

Для завершения рассказа о моде XVIII-XIX веков я выбрала изобретение дизайнера, который на заре своей карьеры занимался производством зонтов. И именно зонт вдохновил Поля Пуаре на создание «хромающей» юбки.

Такой узкой, что даже просто ходить в ней было затруднительно. А силуэт дамы в таком платье действительно напоминает зонтик.

Узость юбки компенсировалась величиной шляпки.

Обширное поле для создания карикатур, и оно не осталось не обработанным.

Юмористические журналы не обошли вниманием ни то, ни другое. Досталось и узким юбкам, и широким шляпкам. 

Вот такая она, эта мода - капризное порождение буйной человеческой фантазии и склонности впадать в крайности.

***

Присоединяйтесь к нам в Telegram и читайте еще больше статей, посвященных истории культуры.