История моды в портретах, карикатурах и фотографиях (XVIII - начало XIX в.)

10.02.2018

Говорят, что нужно следовать моде. Но мода такая капризная барышня, что следуя за ней мы рискуем оказаться не совсем там, где бы нам хотелось.

В этой статье мы предлагаем вам познакомится с модой XVIII – XIX веков с разных точек зрения.

Во-первых, это мода какой ее представляли модные журналы тех лет.

Во-вторых, это мода какой ее видели художники карикатуристы, высмеивающие чересчур усердных модников и модниц.

В-третьих, мы представим вам возможность самим составить свое мнение о моде тех лет, выложив фотографии, портреты людей описываемой эпохи и фото дошедших до нас предметов гардероба, когда-то украшавших своих хозяев, а сегодня украшающие залы музеев. 

И так, начнем по порядку. XVIII век – это конечно же рококо. Узкие талии, высокая грудь, широкие стоячие юбки, множество лент, бантиков, кружева и конечно же высокие парики.

Все это достигло своего апогея во Франции, когда французской королевой была жена Людовика XVI Мария-Антуанетта. Она была бесспорной законодательницей тогдашних мод, особенно в области причесок. Ее парикмахер месье Леонар, создавал на августейшей голове настоящие произведения искусства. Чего стоит известная всем прическа «Фрегат».

Уму не постижимо, как она ходила с такой прической, даже один вечер. Кажется, не правдоподобным, что такая хрупкая женщина могла удерживать на голове модель корабля. Тем не менее, многострадальная голова Марии-Антуанетты выдерживала подобные эксперименты. Но скорее всего, в тот вечер она, все-таки, не танцевала…как говориться, красота требует жертв.

А вот, и ее портрет. На голове у нее конечно не фрегат, но и эта прическа достаточно сложная и высокая.

Неизвестный художник Мария-Антуанетта
Неизвестный художник Мария-Антуанетта

А вот какими представляют нам тогдашних модниц карикатуры тех лет. 

Конечно же художники утрируют, на то это и карикатуры, но надо признаться, что утрируют лишь слегка.

Парики действительно могли достигать колоссальных размеров. А корсеты затягивали с такой силой, что дамы теряли сознание от нехватки воздуха. 

Каталог причесок и головных уборов
Каталог причесок и головных уборов

Не стоит думать, что только французские придворные впали в подомную модную крайность. Мода на высокие парики и платья, подобные тому, которое вы можете видеть на гравюре сверху распространилась и за пределами французского королевства.

Вот вам пример английского портрета тех лет. 

Томас Гейнсборо "Дама в голубом"
Томас Гейнсборо "Дама в голубом"

Сегодня в собрании британского музея «Виктории и Альберта» храниться множество предметов одежды разных эпох, среди них и платья эпохи рококо. 

Все это роскошное буйство французской моды было грубо прервано революцией 1789 года. На смену старой элите пришла новая. Двор Наполеона I становиться основоположником нового имперского стиля Ампир. В это время взгляды всех обращены к Античности, а именно, к древней Римской империи. Двору Наполеона нравиться проводить параллели между современной им Францией и древним Римом. Естественно, что подобное увлечение стариной отразилось и в моде, преимущественно женской.

Мужская мода тоже изменилась или можно даже сказать упростилась, по сравнению с прошлым веком. На смену бриджам пришли брюки, кружева и оборки сменились на простые галстуки, камзолы и кафтаны, на жилеты и фраки.

Мужской костюм до Великой французской революции
Мужской костюм до Великой французской революции
Мужской костюм после Великой французской ревалюции
Мужской костюм после Великой французской ревалюции

Законодателями мужской моды в те времена были, скорее англичане, чем французы. Поэтому, увлеченные историей древнего Рима мужчины носить тоги, как это делали римляне, не стали, а вот женщины – стали.

Женское платье в стиле ампир предполагало вытянутый силуэт, высокую линию талии, полуобнаженную грудь и легкие полупрозрачные ткани. На ногах носили сандалии, а прически делали на манер древнеримских. 

 Жак-Луи Давид "Мадам Рекамье" 1800 г.
Жак-Луи Давид "Мадам Рекамье" 1800 г.

Привержениц этого стиля обвиняли в том, что они злоупотребляют глубиной декольте и прозрачностью тканей, представая в обществе практически обнаженными. 

Такими увидели французских женщин английские карикатуристы. Уверяя, что даже зимой француженки отказываются утепляться, и ходят полуобнаженными. 

На сколько правдивы эти карикатуры судите сами.

 Гравюры из модных журналов показывали нам дамские наряды немного иначе.

А вот, и зимний комплект.

А что бы окончательно доказать, что все было не так ужасно, как представляли себе английские карикатуристы, обращаю ваше внимание на сохранившиеся с тех пор дамские туалеты.

По-моему, все достаточно целомудренно. Конечно прецеденты с почти полностью прозрачными платьями существовали, но это были скорее исключения нежели правила.

***

Присоединяйтесь к нам в Telegram и читайте еще больше статей об истории культуры