Калейдоскоп - легальный способ расширения сознания

08.01.2018

Калейдоскоп – волшебная вещица, с которой так или иначе каждый из нас знаком. В случае с калейдоскопом как ни в каком другом уместна фраза лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, а в нашем случае лучше один раз посмотреть, чем сто раз прочитать. Поэтому я не буду пытаться описать фантастические узоры, которые можно увидеть в калейдоскоп, тем более, что вряд ли найдется человек ни разу не заглянувший в него, а расскажу немного о его истории.

Существует версия, что прообраз калейдоскопа существовал еще в древнем Египте. Вроде бы как шлифуя поверхность известняка, они придавали ему отражательные свойства, затем расставляли такие отшлифованные плиты полукругом, образовывая небольшую нишу, в которой танцевали. Наблюдающий за этими танцами мог видеть множество отражений танцующих, как в калейдоскопе.

Лично я не нашла нигде подтверждения этой информации, поэтому утверждать, что такое на самом деле имело место не могу, однако история занятная.

Первое же документальное подтверждение изобретения калейдоскопа относится к XIX веку, так как именно в 1816 году британский ученый Дэвид Брюстер запатентовал свое новое изобретение – калейдоскоп. Брюстер изучал природу света и отражающие свойства зеркал. И калейдоскоп он изобрел не как игрушку, а как научный прибор, отсюда красивое название, состоящее из греческих слов καλός (kalos) – красивый, εἶδος (eidos) – вид, σκοπέω (skopeo) – смотрю, наблюдаю.

Во время своих экспериментов по поляризации света Брюстер обратил внимание, что осколки стекла, помещенные в трубу с зеркалами, создают чудесные симметричные узоры, отражаясь в зеркалах. Узор менялся в зависимости от того, под каким углом зеркала располагались друг к другу, а также от того, какое количество зеркал использовалось. Все свои наблюдения он изложил в трактате «О калейдоскопе».

Дэвид Брюстер и рисунок его калейдоскопа
Дэвид Брюстер и рисунок его калейдоскопа

Но по-настоящему калейдоскоп стал популярным благодаря американскому оптику Чарльзу Бушу. Он внес в калейдоскоп Брюстера некоторые изменения для удобства использования и усложнения узора. Его калейдоскоп представлял собой черный продолговатый цилиндр, поставленный на деревянный штатив, но ни это главное. А то, что было внутри цилиндра. В нем, как и прежде располагались разноцветные стеклышки, но часть из них была заполнена жидкостью. После поворота цилиндра стекляшки укладывались в узор, а жидкость и пузырьки воздуха продолжали двигаться, придавая некоторую динамику узору, который менялся даже находясь в состоянии покоя.

Буш получил несколько патентов с 1873 по 1874 год. Первый - на герметичные ампулы, заполненные жидкостью, второй – на устройство по замене стеклышек в барабане, что делало барабан устройством многоразового использования; третий – на использование цветного колеса в качестве фона для картинок; четвертый – деревянный штатив с четырьмя ножками, который мог сниматься и делал калейдоскоп легко переносимым устройством. 

Со временем забава стала настолько популярной, что вдохновила архитектора Эжена Энара соорудить на его основе дворец «Миражей». Он был представлен на парижской международной выставке 1900 года. Этот дворец представлял из себя небольшой зал состоящий из шести зеркальных стен на вращающихся подставках тропические растения, колонна восточного храма или фрагмент колоннады знаменитой "Альгамбры" из Испании. По мере поворота подставок посетитель оказывался в роскошном дворце или посреди джунглей, а после переносится в индийский храм. Как по волшебству маленькая комнатка становится огромным залом, наполненным людьми, так как посетитель и фрагменты убранства отражаются в зеркалах более 450 раз.

Дворец Миражей, Париж (Музей "Гравен")
Дворец Миражей, Париж (Музей "Гравен")

Спешу утешить тех, кто живо представив себе картину этого дворца уже успел расстроиться по поводу того, что по окончании выставки его разобрали, и мы сегодня лишены возможности его посетить. Да, его действительно разобрали, но одному человеку Дворец Миражей так понравился, что еще до того, как выставка закончилась он договорился с создателем этого чуда о том, что как только Дворец перестанет быть экспонатом международной выставки, он станет экспонатом его музея. Человека этого звали Габриэль Тома, и благодаря ему в1900 году дворец «Миражей» перекочевал в музей «Гревен», где находиться и по сей день.

Дворец Миражей, Париж (Музей "Гравен")
Дворец Миражей, Париж (Музей "Гравен")

К своему 100-летнему юбилею в 2006 году Дворец Миражей был полностью отреставрирован и по-прежнему приводит в восторг посетителей музея. Благодаря таланту звуко- и светорежиссера Бернара Зайнера и композитора Маню Катше, музею удалось возродить старинный аттракцион, применив к его работе новейшие технологические достижения и объединив традиционные декорации с ультрасовременными звуковыми и световыми эффектами.

Но эксперименты с зеркалами популярны и сегодня. Так, например, большую популярность приобрела инсталляция японского дизайнера Яей Кусамы «Бесконечная комната». В основе этой инсталляции лежит принцип калейдоскопа. А эффект космической загадочности достигается с помощью разноцветных светодиодов, которые будучи единственными источниками освещения отражаясь тысячи раз прорезают мрак зеркальной комнаты.

"Бесконечная комната"
"Бесконечная комната"
"Бесконечная комната"
"Бесконечная комната"
"Бесконечная комната"
"Бесконечная комната"