Лувр, каким он был в XVIII веке

05.01.2018

С тех пор как королевский двор переехал в Версаль Лувр перестал быть королевской резиденцией и по сути пустовал. В XVIII веке было решено отдать обезлюдевшие помещения Лувра Академиям, среди которых была и академия художеств.

В 1725 г. в Квадратном салоне, находящемся между Большой галереей и Галереей Аполлона, в первые провели, ставшую в последствии ежегодной выставку современных мастеров. Эти выставки окрестили "Салонами" по месту их прописки и проводились они вплоть до 1848г., пока академическую живопись окончательно не потеснили новаторы импрессионисты.

Юбер Робер  "Проект оформления Большой галереи Лувра"
Юбер Робер "Проект оформления Большой галереи Лувра"

Но в начале своего существования в "Салонах" выставлялись лучшие художники Франции, задающие тон изобразительным искусствам по всей Европе. Эти выставки имели громадный успех, в них участвовали как маститые мастера, так и талантливые новички, привлекая своим искусством самую знатную и взыскательную публику.

Л.-С. Мерсье в своем произведении "Картины Парижа" так описывал это мероприятие: " Ни поэзия, ни музыка не привлекают такого количества любителей; туда идут толпами, на протяжении шести недель потоки людей не иссякают с утра до вечера; бывают часы, когда там не чем дышать. Там можно увидеть картины в 18 футов длиною, достигающие высоты сводов, и миниатюры шириною в дюйм, к которым надо нагибаться. Священные, мирские, патетические, гротескные – словом, все исторические и сказочные сюжеты представлены там и размещены вперемешку; это – истинный хаос. Зрители не менее пестры, чем предметы, созерцаемые ими".

Юбер Робер "Большая галерея Лувра" (1789 г.)
Юбер Робер "Большая галерея Лувра" (1789 г.)

Одним из этих "пестрых" посетителей выставок в Лувре был философ-просветитель Дени Дидро. Сегодня благодаря написанным им в период между 1759 и 1781 годами Каталогам, которые носят тоже название, что и выставка, описываемая в них, мы можем подробно познакомится с выставляемыми там экспонатами.

Луи-Мишель Ван Лоо "Портрет Дени Дидро"
Луи-Мишель Ван Лоо "Портрет Дени Дидро"

Дидро, как и подобает критику достаточно подробно описывал увиденные им произведения искусства и перемежал описания философскими отступлениями от темы, как и подобает философу. Так он рассказывает притчу о новом халате, который потянул за собой глобальные перемены в быту и окружении его хозяина, или рассматривает отличие между манерой и манерностью в живописи, рассказывает о жанровой и исторической живописи, об архитектуре, художниках и вдохновении, в общем об о всем, что прямо или косвенно касается искусства.

Так что кому интересно, милости прошу "Салоны" Дидро переведены на русский язык и доступны для скачивания в интернете.

Гравюра "Салон 1787 г."
Гравюра "Салон 1787 г."

Я же скажу еще несколько слов о том, что из себе представлял Лувр в то время. Строительство Лувра велось на протяжении многих столетий, короли вечно стремились расширить свою резиденцию. Людовик XIV король Солнце, по примеру своих предшественников так же затеял строительство в Лувре, но не закончив его бросил в угоду своему новому увлечению Версалю. Поэтому в то время, когда академиям наук и художеств было дозволено занять некоторые залы бывшего королевского дворца, часть из низ было не достроено. В этих недостроенных залах художники устраивали студии, а некоторые даже квартиры. Во дворе Лувра строились халупы, в которых так же обитали художники и устраивались питейные заведения. Одним словом, с переездом двора Лувр стал полузаброшенным и естественно менее респектабельным местом, не смотря на то что в его стенах обосновались заведения которые без преувеличения можно назвать храмом науки и искусства.

***

Любите читать интересные статьи? Тогда, подписывайтесь на канал "История Культуры" в Telegram https://t.me/CultureHistoryArt