Ой, я кажется сломал палец! Или тени как вид искусства

Давайте сегодня поговорим о тенях и о том, как они отвоевали себе место среди видов искусства. А сопроводим нашу беседу картинками из самоучителя по созданию теней. Выпущенный в 1860 году этот, если можно сказать, учебник наглядно демонстрирует как с помощью рук и луча света создать живую тень.

Театр теней – не притязательное представление которое может позабавить даже современного зрителя, что там греха таить, повидавшего и 3D и виртуальную реальность. Но, наверное, так устроен человек. Чем больше технических новинок его окружает, тем с большим умилением и трепетностью он относиться к простым увеселениям, которые не включаются в розетку.

Орел
Орел

Театр теней относят к одному из самых древних видов искусства. Никому точно неизвестно, когда он появился, но существует предположение, что еще во времена первобытности люди проводя долгие вечера в пещере у костра развлекались тем, что показывали друг другу различные тени, которым с помощью рук придавали силуэт того или иного существа.

Однако, как вид театрального искусства театр теней сформировался в странах Дальнего Востока, получив особое распространение в Китае и Индонезии.

Коза
Коза

Европа же знакомиться с театром теней лишь в XVIII веке. Доминик Серафен (Dominique Séraphin) впервые показал представление с тенями парижской публике в 1776 году. Из-за своих китайских корней такие представления во Франции называли ombres chinoises (китайские тени). Представления Серафена набирали популярность и уже к 1781 году его тени перебрались в Версаль.

Слон
Слон

В те времена для театров теней использовали специальных бумажных кукол. Лишь в XIX веке благодаря фокуснику Фелисьену Треви (Félicien Trewey) появилось понятие тенеграфия, особенностью которой было создание теней различных существ с помощью рук.

Испуганное лицо
Испуганное лицо

В 15 лет Фелисьен сбежал из дома, чтобы исполнить свою мечту и стать странствующим магом. Какими бы аляповатыми не казались подобные планы на жизнь они ему удались и не безуспешно. Странствуя по Европе он совершенствовал свое искусство. Осев в Лондоне он выступал перед тысячной аудиторией. И именно в рамках одного из представлений Треви лондонская публика впервые познакомилась с кинематографом братьев Люмьер.

Свинья
Свинья

Основные принципы своего искусства Фелисьен Треви изложил в небольшой брошюре "Искусство тенеграфии, как это делается", которая была издана в год его смерти. Для особо любопытных оставляю ссылку на эту брошюру.

Теперь вы знаете героя, научившего мир завязывать пальцы в узел дабы добиться эффектной похожей на силуэт живого существа тени. И в следующий раз, когда оказавшись напротив яркого источника света снова не удержитесь от желания состроить тень собачки вспомните о Фелисьене Треви. Ему будет приятно:)