"Падение Икара" или торжество обыденности

22.06.2018

Сегодня я предлагаю подробнее рассмотреть картину Питера Брейгеля старшего «Падение Икара». Это одно из тех неоднозначных полотен, которое требует толкования, дабы быть понятым. Вспомните свое первое знакомство с этой картиной. Если оно произошло раньше, чем вы столкнулись с ее описаниями, то бросив взгляд на это произведение вы наверняка задались вопросом, вроде: «А где Икар?». Вон он в правом нижнем углу картины беспомощно размахивает торчащими из воды ногами. Но, что автор хотел сказать подобным расположением главного, судя по названию, персонажа картины.

Вот в этом то и весь вопрос. Никто точно не знает, какой смысл вкладывал в сюжет картины сам Брейгель. Возможно это простая прихоть живописца, нестандартный образ мысли которого подвиг его на построение композиции со смещенными приоритетами. Всякое может быть. Но согласитесь, такое предположение слишком скучное для того, чтобы остановиться на нем и не попытаться копнуть глубже.

Питер Брейгель старший "Падение Икара", ок. 1558 г., Королевский музе изящных искусств Брюссель
Питер Брейгель старший "Падение Икара", ок. 1558 г., Королевский музе изящных искусств Брюссель

Каждый художник в какой-то момент, если не всегда, чувствует себя в состоянии противоборства с обыденностью. Принимая это высказывание на веру, начну с самого, лично для меня, приятного толкования, состоящего в том, что Икар на этой картине символизирует собой полет человеческой мысли, стремление к постижению неведомого и достижению недосягаемого, одним словом – мечтателя. И его гибель, оставшаяся незамеченной всеми остальными героями картины, занятыми своими повседневными делами, показывает неравную борьбу между возвышенным и обыденным, в которой обыденное просто на просто пренебрегает своим соперником, до которого ему нет никакого дела, убивая его своим безразличием.

Это единственное толкование, свидетельствующее в пользу Икара, другие же больше соответствуют буржуазным ценностям нидерландского общества и становятся на сторону той самой пресловутой обыденности.

Одно из самых популярных толкований сюжета этой картины опирается на голландскую поговорку, которая на нашем языке звучит следующим образом: «Не один плуг не остановится, когда кто-то умрет». Если среди читателей есть те, кто интересовались голландскими поговорками, то они, я думаю, согласятся с тем, что большинство из них очень невеселые. Жизненные? – Безусловно. Но уж точно срывающие розовые очки с каждого, кто старается воспринимать жизнь в более радостном ключе.

Так вот, многие эксперты считают, что «Падение Икара», является иллюстрацией к этой поговорке. Твердо стоящий на земле крепкий крестьянин, занятый своим делом, именно он главный герой этой картины. Простой труженик, представляется высшим звеном эволюции, так как он приспособился и выжил, в то время как безрассудный мечтатель погиб. Как и пахарь, пастух и рыбак, также занятые своими делами не обратили никакого внимание на тонущего. Такова жизнь. Своего рода естественный отбор в действии. Прямо не картина, а панегирик пролетариату.

Но все-таки, что-то в небе привлекло внимание пастуха. Существует предположение, что он смотрит на Дедала. И тут тоже можно усмотреть некоторый подтекст, заставляющий, меня, например, думать о том, что успех всегда приковывает внимание обывателей, готовых в любой момент отвернуться от своего кумира в случае его неудачи.

Так же существует предположение, что среди живых существ, изображенных на картине есть одно для которого смерть Икара не осталась незамеченной. Это существо – куропатка, которую внимательный зритель найдет, сидящей на ветке над головой рыбака. Что же заставляет приверженцев этой идеи думать будто птице есть дело до тонущего Икара? Для того, чтобы ответить на этот вопрос нужно обратиться к мифу о Дедале, повествующем об одном событии из его жизни, которое произошло до того, как он был пленен царем Миносом.

"Падение Икара", фрагмент с Икаром, рыбаком и куропаткой
"Падение Икара", фрагмент с Икаром, рыбаком и куропаткой

Дедал – выдающийся художник и инженер, ученик Афины, сам имел учеников, среди которых был его племянник Талос. В какой-то момент Дедал понял, что ученик начинает превосходить учителя и решил избавиться от талантливого племенника. Пойдя на поводу у своего тщеславия Дедал столкнул Талоса с обрыва. Свидетельницей этого убийства была Афина. Она не дала юноше погибнуть, превратив его в куропатку.

Таким образом становится понятно почему эта птица неотрывно следит за утопающим Икаром, видя в его гибели кару богов за злодеяние совершенное Дедалом.

Такие они полотна старых мастеров. Идеи их часто едва уловимы. А для того, чтобы понять их сюжет нужно прочитать не мало литературы. Птицы на них упиваются местью, а люди, как всегда, заняты только собой.