Секреты красоты от английской королевы Елизаветы I

05.01.2018

Красота требует жертв. Эту фразу любят повторять дамы, особенно в тот момент, когда начинают понимать, что в погоне за красотой, часто сомнительной, заходят слишком далеко. В этот момент процесс уже не обратим и пути назад нет, так что все что остается таким людям, так это делать вид, что все идет по плану, убеждая в этом окружающих и прежде всего себя.

Одной из таких женщин была английская королева Елизавета I.

Елизавета I
Елизавета I

Косметические средства XVI века вообще были достаточно сомнительны. И не одна королева пала жертвой погони за вечной молодостью и соответствию канонам красоты. Но ее пример очень показательный. А основная ирония этого примера состоит в том, что все средства которые она использовала для улучшения своего облика оказывали прямо противоположный эффект.

Женщина идеальной краcоты в XVI веке обязательно бледная как покойница. Лоб ее должен быть высоким, брови тоненькими. Ее глаза блестят, а губы пылают.

Летиция Ноллис считалась первой красавицей при дворе, конечно не считая королевы, которая всегда вне конкуренции
Летиция Ноллис считалась первой красавицей при дворе, конечно не считая королевы, которая всегда вне конкуренции

Теперь, когда мы в двух словах обозначили идеал женской красоты, посмотрим какими способами его достигали.

Начнем с белизны кожи. То, что даме той эпохи приходилось избегать солнца это само собой, но этого недостаточно, потому что кожа даже самого бледнокожего человека, если он конечно здоров, имеет розоватый оттенок, а это не допустимо. Поэтому использовать белила было необходимо, особенно если на коже у вас имелся какой-либо изъян, оспины или веснушки, например. Эти белила делали из разных ингредиентов. Белила на основе яичного белка покрывали кожу словно глазурь, придавая ей белый цвет и попутно выравнивая ее. Но было средство популярнее этого – свинцовые белила. Они состояли из смеси белого свинца и уксуса. Такие белила использовала и Елизавета. В выбеливании лица она достигла таких успехов, что ее лик вошел в историю как «маска молодости». И действительно свинцовые белила придавали лицу королевы матовый белый цвет, а так же скрывали морщины.

Коронационный портрет Елизаветы I
Коронационный портрет Елизаветы I

Современники описывают королеву Елизавету как крайне меланхоличную, нерешительную и депрессивную персону. Они объясняли эти ее свойства характера тяжелым детством, ведь, как известно, ее мать, Анну Болейн, казнили, когда девочке было всего три года.

Но у современных исследователей есть другое объяснение. Подобные симптомы присутствуют при отравлении свинцом. Образ королевы сохранился на страницах множества писем и мемуаров ее современников. Все они отмечают, что королева рано состарилась. Ее кожа сморщилась и посерела, а волосы и зубы выпали. Все это так же типичные симптомы отравления свинцом.

Графический портрет Елизаветы I
Графический портрет Елизаветы I

По иронии судьбы благородные дамы, не понимая, что с ними происходит, наносили все больше косметики, стараясь скрыть признаки старения.

Но неужели девушки не замечали странных симптомов воздействия свинца? Конечно, они ощущали усталость, потерю аппетита, сонливость и видели свою необычайную бледность, но именно эти качества украшали средневековых дам.

Скажем так, именно эти симптомы делали свинцовые белила такими популярными.

Елизавета была дамой не бедной, и не скупилась на средства для продления молодости. Среди таких средств был омолаживающий крем на основе мышьяка. Лично мне, не понятно одно, как при всем при этом, она прожила аж семьдесят лет. Можно себе только представлять каким здоровьем обладала эта женщина если даже при постоянном отравлении страшными ядами она прожила достаточно долгую жизнь, особенно по меркам XVI века.

Безусловно, такая тяжелая и часто ядовитая косметика серьезно повреждала кожу. Средства, применявшиеся для избавления от пятен, прыщей, черных точек и других дефектов охватывали список от лимонного сока и розовой воды до сомнительного варева из ртути, алюминия, меда и яичной скорлупы. Кроме того, умывание лица с ртутью считалось обязательной очищающей процедурой и должно было делать женскую кожу мягкой и свежей.

А что же с алыми губами? Краска для лица и губ, пестрит всеми оттенками красного. Марена, кошениль и смеси на основе охры использовались в качестве румян и губной помады, но чаще всего придворные дамы-модницы выбирали ртутный сульфид.

Вероятно, эта краска накладывалась достаточно густо, и один сатирик времен Елизаветы отмечал, что художнику не нужно для работы столько красок, сколько использует всякий раз модно накрашенная леди.

Джордж Гауэр портрет Елизаветы I на фоне армады
Джордж Гауэр портрет Елизаветы I на фоне армады

Для того чтобы поддерживать в глазах зачаровывающий блеск дамы закапывали их экстрактом белладонны.

Высокий лоб веками считался признаком аристократизма – для его увеличения дамы выщипывали волосы на несколько сантиметров, чтобы эта часть лица соответствовала всем канонам моды.

Помимо всего описанного нами выше, некоторое время в моде были белокурые кудряшки. В этом плане Елизавете повезло, ее волосы были именно такими, по крайней мере до того, как выпали. Проблему с неправильным цветом и типом волос было принято решать с помощью париков, однако были дамы, которые хотели преобразовать по моде свои собственные волосы. Существовало множество рецептов для обесцвечивания волос, некоторые из них были весьма ядовиты; одним из часто используемых веществ была моча.

До наших дней сохранились свидетельства о том, что итальянские модницы описываемой нами эпохи, выставляли свои волосы под палящее солнце в попытках высветлить их, естественно при этом сама дама была полностью скрыта от солнца, не забываем про бледную кожу. Наверняка каждая дама использовавшая такой способ осветления волос переживала солнечный удар. Шутка ли посидеть с открытой головой в солнечный итальянский денек.

В Англии солнечный свет в дефиците, поэтому приходилось прибегать к услугам химических настоек.

Людям свойственно заблуждаться, особенно в погоне за навязчивой идеей. И не известно, что скажут через пятьсот лет о современных нам сегодня средствах ухода за собой.

Королева Елизавета к концу жизни стала понимать, что ее внешность уже не так привлекательна, как раньше, и даже придворные художники в задачу которых входило изображать монархов красивыми, уже не могут изобразить ее похожей на себя и в то же время красивой. И она нашла выход, научившись умело отвлекать внимание от своего лица дорогими, богато украшенными нарядами. Чем старше становилась королева, тем вычурнее и грандиознее становились ее наряды.

Неизвестный художник Елизавета I
Неизвестный художник Елизавета I

Если Вы интересуетесь историей культуры, тогда Вас может заинтересовать канал в Telegram https://t.me/CultureHistoryArt , посвященный этой тематике.