Стирка во дворце

31.07.2018

Обычно на потолках во дворцах мы находим помпезные фрески изображающие сцены на мифологические или библейские сюжеты. С высоких потолков на зрителя взирают бывшие хозяева имения в образах Аполлона, Зевса, Марса, Дианы, Венеры или какого-нибудь другого божества.

Совсем не такая потолочная роспись украшает Малую Лоджию во дворце Питти. Эта одна из красивейших комнат дворца изначально была открытой лоджией, выходящей в сады Боболи. Когда в конце XVI века стал вопрос о декорировании этого помещения, работу над потолком поручили Алессандро Аллори, талантливому итальянскому художнику, яркому представителю маньеризма.

Алессандро Аллори, Потолок Малой Лоджии, 
1587-1589 г.г.  Дворец Питти, Флоренция
Алессандро Аллори, Потолок Малой Лоджии, 1587-1589 г.г. Дворец Питти, Флоренция

Начавши работу во главе своих учеников он задумал легкий сюжет, подходящий для открытого помещения. По контуру потолочного полотна мастер изобразил замкнутую террасу, открывающую вид на небо зрителю, который будто бы выглядывает из внутреннего дворика. На террасе расположились девушки. Они только закончили стирку, развесили белье сушиться и занялись своими делами. Рыжая красотка в зеленом платье моет волосы, выжимая воду из своих густых волос в медный таз. Девушки, расположившиеся по меньшим сторонам террасы, так же заняты приведением в порядок своих волос. Брюнетка в желтом платье купает собачку, а та, что расположилась на против погружена в раздумья и отвлекшись от развешивания белья все еще теребит в руках платочек, в то время как блондинка в чепце и зеленом фартуке закончив со стиркой льет воду на зазевавшихся прохожих.

Алессандро Аллори, Потолок Малой Лоджии (фрагмент)
Алессандро Аллори, Потолок Малой Лоджии (фрагмент)

Девушки окружены цветами, различными животными и птицами и будто бы напоминая о том, благодаря кому возможна такая идиллия художник размещает в центре плафона герб семьи Медичи, удерживаемый двумя ангелами.

На сколько художнику удалась его работа можно судить по тому факту, что это одна из самых старых фресок дворца Питти. Мода менялась, и дворец не раз ремонтировался и редекорировался. Лоджия так же претерпела изменения. В XIX веке ее застеклили, превратив в гостевые апартаменты, а стены расписали речными пейзажами и фигурами животных дабы иметь возможность оставить старую фреску на потолке, привязав к ней остальной интерьер комнаты.