Детские страхи - какие бывают и что делать

18 October 2018

Несмотря на индивидуальный характер страхов (хотя, как мы помним, они не так субъективны в отличие от тревожности), в их основе лежит актуальная потребность возраста. Потому можно обобщенно классифицировать страхи по возрастам:

  • До полугода – страх резких и громких звуков и движений, потери опоры.
  • От полугода до года – страх переодеваний, смены привычного, незнакомых людей, высоты.
  • От года до двух – страх врачей, травм, разлуки с родителями.
  • От двух до трех лет – страх темноты, родительского отвержения, животных, одиночества, ночных кошмаров.
  • От трех до семи лет – страх насекомых, воды, высоты, сказочных персонажей, несчастий, катастроф, пожаров, школы.
  • Период школы – страх резких звуков, смерти, физического насилия, потери близких. Вместе с этим возникают социальные страхи, которые сохраняются и в будущем (страх опоздать, не справиться с заданием, получить наказание). Если не проработать эти страхи, то появится боязнь не оправдать ожиданий, выглядеть глупо; проблемы во взаимоотношениях.

Возрастные страхи нормативны, если ребенок не выпадает из жизни (общительный, открытый). Они сами пройдут. Но если ребенок избегает общения, постоянно напуган и обеспокоен, то нужна профессиональная коррекция.

Детские страхи могут носить подражательный или личностный характер. В первом случае – копирование чьего-то поведения, во втором – свои эмоции под влиянием трудных ситуаций.

Кроме этого, страхи могут быть кратковременными (до 20 минут), быстропроходящими (уходят после беседы), затяжными (до 2 месяцев даже при условии коррекционной работы).

Детские страхи: что делать?

Бороться с детскими страхами можно с помощью сказкотерапии. В рамках этого рекомендую ознакомиться с книгой Р. М. Ткач «Сказкотерапия детских проблем». В работе можно найти не только описание метода, но и материал (сюжеты) самих сказок.

Кроме этого, нужно следовать ряду общих рекомендаций:

  • Не стыдите ребенка за страхи, а расспросите о них. Например, что он видел, и как это выглядело, для чего оно пришло.
  • Примите страх ребенка и расскажите реальную или выдуманную историю личного страха и его преодоления.
  • Не закрывайте ребенка в темном помещении ради наказания, не пугайте Бабой-Ягой или «злым дядей», который заберет его. Это прямой путь к неврозам и страхам.
  • Поинтересуйтесь, что ребенок смотрит или читает. Вместе обсудите это.
  • Для преодоления конкретных страхов используйте сказкотерапию или высмеивание страхов.

Высмеивание предполагает визуализацию страха (на листе бумаги) с последующим добавлением ему смешным (для ребенка) элементов.

В дополнение хочу порекомендовать еще одну книгу, где можно найти материал по детским страхам и их преодолению: О. В. Анисимович «Помощь родителям в воспитании ребенка. Беседы с психологом».

Также советую книгу С. В. Бедрединовой и А. И. Тащевой «Профилактика и коррекция страхов: учебное пособие». В ней представлено много практических вариантов терапии с детьми по преодолению страхов. Перечислять методики здесь, думаю, не имеет смысла. В пособии описана и кукольная терапия, и арт-терапия, и программа коррекции, и много другое (с показаниями и противопоказаниями к каждому методу, особенностями проведения). Также расписан феномен самих детских страхов.

Подготовлено по материалам статьи: https://psychologist.tips/162-kak-izbavitsya-ot-straha-sovety-psihologa.html

Подписывайтесь на наш канал и будьте счастливы!