Архетипы и модная тема soft skills

22.06.2018

Давал комментарий для сайта Rjob.ru, который пишет про работу. Комментарий опубликован в материале под названием “Soft skills: как гибкие навыки помогают в карьере”. К сожалению, комментарий попал в публикацию в усечённом виде. Пользуясь случаем, привожу его здесь целиком.

За разговорами про soft skills обязательно должна стоять какая-нибудь психологическая теория, которая используется в профориентации. В противном случае получается набор банальностей типа “в нашей профессии обязательно нужны коммуникабельность, дисциплинированность, креативность и аналитические способности”.

Нетрудно заметить, что такой набор soft skills, как в приведённом выше примере, встречается практически в каждом первом объявлении о приёме на работу. Также нетрудно заметить, что креативность может противоречить требованию дисциплинированности, коммуникабельность — аналитическим способностям и т.д. Однако авторы объявлений об этом абсолютно не задумываются — именно потому, что лишены представлений о теории. В результате работодатели часто набирают сотрудников, которые хорошо презентуют себя (то есть обладают хорошей коммуникабельностью), но при этом в работе требуются другие навыки, которые вступают с коммуникабельностью в противоречие. Результат — неудовлетворённость. Поэтому при определении soft skills важна теория.

* * *

Какой теорией я пользуюсь? Логичный вопрос, потому что в процессе профориентации моя задача как раз заключается в том, чтобы выявить у клиентов предрасположенность к определённым soft skills и затем привязать её к какой-либо профессии. Итак, я пользуюсь концепцией 12 архетипов американского психолога Кэрол Пирсон (Carol S. Pearson). О чем она?

Она о том, что у людей есть бессознательная предрасположенность к тем или иным видам деятельности. Возьмём в качестве примера вашу профессию — журналистика. В концепции Пирсон имеется архетип под названием Искатель. Из названия видно, что у всех Искателей хорошо проявлен такой soft skill, как поиск. Значит, человек с таким skill’ом способен работать или журналистом, или маркетологом, или детективом, или геологом, или туристическим гидом. Во всех этих профессиях необходим один и тот же soft skill. Можно ли тренировать эту способность? Можно совершенствовать в процессе практики. Но если изначально такой способности нет, то бессмысленно.

Затем: в СМИ необходима такая деятельность, как факт-чекинг. Вроде бы это та же самая профессия — журналистика. Однако здесь требуется совершенно другой soft skill — умение замечать недостатки, относиться ко всему критически. Это уже привилегия архетипа Бунтарь. Можно ли объединить в одном человеке и поиск информации, и её проверку? Не советую. Ибо это способности, присущие разным типам людей.

Далее, СМИ невозможно без редактора. Снова речь о профессии журналиста, только soft skill уже третьего рода. Редактору требуется умение чувствовать, что уместно, а что неуместно. Что заинтересует аудиторию, как это лучше подать. Этим силён архетип Любовник. И данную способность также нельзя “прокачать”, если изначально нет предрасположенности.

* * *

Также хорошим примером являются юристы. Одна профессия, но внутри неё много направлений деятельности, каждое требует своих soft skills.

Допустим, нужен юрист-судебник. Если задача в том, чтобы участвовать в простых процессах, по которым много судебной практики (типа признания права собственности на строение), то главный soft skill — умение чувствовать, “проходное” дело или нет, а также дружить с судьями и секретарями. Это опять же хорошо удаётся архетипу Любовник. Если предстоят сложные процессы, то лучше искать человека, способного рубиться не на жизнь, а на смерть. Как правило, таковы герои сериала “Suits”, они представляют либо архетип Воин, либо архетип Бунтарь.

Забавно было читать пару лет назад восклицание в соцсетях одной специалистки по HR, которая закрывала вакансию инхаус-юриста. Она была расстроена тем, что кандидаты совсем не походили на Харви и Майка из “Suits”. Дело в том, что для инхаусов требуется иной soft skill — умение делать без “косяков” будничную, процессную работу. Блистательные Харви с Майком от такой перспективы сойдут с ума через неделю, а вот носитель архетипа Славный малый будет счастлив.

Как и в случае с журналистикой, снова видим, что профессия одна, а способности и люди требуются разные. Это я ещё не сказал о юристах на аутсорсинге. От тех требуется умение и желание “нянчиться” с клиентами, и в то же время самостоятельность. Для такой работы я бы посоветовал уже четвёртый по счету тип юриста, носителей архетипа Опекун.

* * *

Не меньшее разнообразие soft skills встречаем среди продажников. Обычные парни, сидящие на “воронке продаж”, должны уметь упорно идти к цели, и больше ничего. Ибо остальное сделает статистика. Это носители архетипа Воин, он хорошо проиллюстрирован героем Уилла Смита в фильме “В погоне за счастьем”.

А вот если продажник работает на существующей клиентской базе, которую не надо расширять, то лучше всего взять Опекуна. Такой умеет хорошо позаботиться о клиенте, это вшито в человека от рождения. Мы часто жалуемся на плохой сервис, так вот: сервисности научить нельзя. Это либо встроено в человека (если он принадлежит к архетипам Опекун или Любовник), либо нет. При этом Любовника лучше всего брать для VIP-продаж: как я уже говорил, в него встроено понимание того, что уместно, а что нет. Поэтому Любовник умеет хорошо подать себя.

Инновационные товары хорошо продают Искатели, у них своя успешная манера продажи. Искатель говорит клиенту: я это сам попробовал, реально помогает — и клиент верит. У меня была клиентка, которая 10 минут убеждала, что не может продать ни одной вещи в мире. “Где я, а где продажи?!”, — кричала она. Действительно, женщина работала в полиции в криминалистической лаборатории, и вроде бы смыл в её словах имелся. Поверил ей. Еще через 10 минут я узнал, что она НЕСКОЛЬКО ЛЕТ… продавала косметику Avon.

Да ничего я не продавала, я просто рассказывала, что сама попробовала и что действительно работает. А что, это тоже продажи?!