Магия и колдовство суть изобретения дьявола

799 full reads
1k story viewsUnique page visitors
799 read the story to the endThat's 78% of the total page views
1,5 minute — average reading time
Магия и колдовство суть изобретения дьявола

Каббала оказала влияние на некоторых идеологов христианской церкви, в том числе и Фому Аквинского, а также на развитие христианской средневековой демонологии, испытав, в свою очередь, и обратное влияние христианской демонологии.

Христианское учение о дьяволе разрабатывалось, пополнялось и обрастало новыми фантастическими измышлениями в процессе укрепления церковной организации, расширения ее деятельности, роста ее притязаний на господство над умами и в борьбе с языческими культами, иудаизмом и еретическими движениями. Начиная с первых веков христианства и вплоть до нашего времени «отцы церкви» (христианские идеологи первых веков), а затем римские папы издавали буллы, а церковные соборы, синоды епископов, богословы сочиняли труды и послания о дьяволе, ведьмах и колдовстве и прославляли церковь и ее служителей как спасителей от дьявольских, козней. В итоге демонология оформилась как целая отрасль богословия.

Ириней, епископ Лионский, живший во II в. н. э., писал, что дьявол обольстил людей и поэтому получил над ними власть по праву. Хотя бог и имел силу помешать дьяволу, но «из любви к справедливости» он-де не хотел насильственно это делать. Христос, выступивший против дьявола, искупил своей кровью грех людей и тем самым лишил дьявола его права властвовать над ними.

Отныне власть дьявола незаконна. Взгляды Иринея развивали другие отцы церкви. Ориген (185–254) считал, что смерть евангельского Христа была жертвой «примирения с богом» и одновременно «выкупом», который должен был быть уплачен дьяволу.

Теория о том, что дьявол имел по праву власть над человеком, пишет немецкий историк Росков, прочно удерживалась до начала средних веков. Ее проповедовали и Августин, и Григорий Великий, и некоторые другие церковники.

Отцы церкви писали о том, как выглядят дьявол и демоны и чем они питаются. Они учили, что дьявол и демоны вызывают болезни, бури, отрывают людей от истинной веры, смущают и обольщают пустынников.

Лактанций, христианский писатель III – начала IV в. н. э., считал, что все стремления демонов и нечистых духов направлены на то, чтобы уничтожить царство божие и погубить людей.

Все это с прибавлением позднейших наслоений церковь и до сих пор преподносит верующим.

Уже ранние идеологи христианской церкви выдвигали на первый план тезис о существовании царства дьявола. В дальнейшем этот тезис был развит богословами, в частности, в борьбе с манихейством - религиозным течением, возникшим в III в. и получившим тогда большое распространение, и в других случаях.

Сторонники манихейства утверждали, что существуют одновременно два самостоятельных царства: царство света и царство тьмы. Царство света - это царство бога, в царстве тьмы господствует дьявол. Человек, учили они, состоит из души и тела. Душа - порождение светлого начала, бога, тело - порождение царства тьмы, дьявола; борьба света и тьмы, бога и дьявола ведется постоянно и будет вестись, пока не кончится победой бога.

Учение манихеев противоречит учению христианства, которое исходит из того, что весь мир создан богом, в том числе и дьявол, который согрешил, «пал» по собственной воле и был изгнан с неба, и что, следовательно, нет в мире двух самостоятельных и независимых начал. Христианские богословы обвиняли манихеев и в том, что их учение исключает веру в первородный грех, каковая является одной из основ иудейского и христианского вероучения.

«Языческие» культы христианская церковь, ставшая государственной религией Римской империи, объявила творением дьявола. «Колдуны» и «ведьмы» клеймились как орудие дьявола. Анкирский синод в IV в. предписал епископам искоренить «изобретение дьявола» - магию и колдовство. Тот же Синод принял решение, что верования о ночных путешествиях на животных - языческий вздор, но очень скоро сама церковь стала этому учить. Так, выступая против языческой веры в сверхъестественное, церковь сама насаждала веру в это же сверхъестественное: в дьявола, демонов, чудеса.

Михаил Маркович Шейнман, «Вера в дьявола в истории религии», 1977г.