Взбешенный «галантной воздушной войной» сбил 17 немецких самолетов

Александр Александрович родился в Херсонской губернии в семье малороссийских дворян, с детских лет мальчик мечтал стать военным. Блестяще закончив Воронежский кадетский корпус, он поступил в Елисаветградское кавалерийское училище, из которого в 1908г. выпустился в звании корнета.
19 летний корнет получил назначение в 12-й уланский Белгородский Императора Австрийского короля Венгерского Франца-Иосифа полк.

В 1911г. Александр интересующийся авиацией написал рапорт о зачислении его в «Офицерскую воздухоплавательную школу». Командование удовлетворило просьбу молодого офицера и в 1911г. Казаков отправился в авиационный отдел школы, дислоцировавшейся в Гатчине.

В 1913г. авиатора Казакова зачислили в 4-й корпусный авиаотряд.

Через 5 месяцев после вступления России в I мировую войну Александр на истребителе французского производства «Morane-G» прибыл на германский фронт.
В первом же вылете у машины загорелся мотор, и Казакову только чудом удалось посадить аэроплан на взлётное поле аэродрома.

Весной 1915г. молодой летчик участвовал в авиационных налетах на тыловые склады противника расположенные в Польше. В то время в фронтовом небе царила эра «любви и милосердия» встретившись в полете, противники приветствовали друг друга и без единого выстрела разлетались в разные стороны.

В первых числах февраля 1915г. Казаков взбешенный «галантной воздушной войной» атаковал немецкий самолет. Ругаясь, и крутя пальцем у виска, вражеский пилот, резко набрал скорость и поспешил оторваться от агрессивного русского.

После этой неудачи он стал брать с собой в полет абордажную кошку, на лапе которой крепилась тротиловая шашка, она должна была взорваться, ударившись хитро установленным капсюлем о самолет противника.

В первом же боевом вылете Казаков попытался «взять на абордаж» кружащий над русскими позициями немецкий истребитель «Albatros D.I». Однако замысел с кошкой провалился и тогда Александр, на глазах у русских и немецких солдат, следящих за действиями авиаторов из окопов пошел на таран.
Десятки тысяч глаз видели, что после удара русского самолета «альбатрос» сложил крылья и вращаясь полетел вниз. После Нестерова, Казаков совершил второй в истории боевой авиации воздушный таран.
Поврежденный «Morane-G» русского пилота перевернулся при посадке, сам летчик отделался лишь легким испугом.

За этот подвиг Александра Александровича наградили золотым Георгиевским оружием.
Получив новый самолет «Nieuport IX» Казаков при помощи киевских конструкторов переделал его в одноместный истребитель, поставив к себе в кабину пулемет. Правда, высокий угол наклона пулемета позволял ему атаковать наверняка противника одним единственным способом сзади из под брюха.

Летом 1916г. в разгар «Брусиловского прорыва», Казаков одержал четыре воздушные победы. Пятого немца Александр Александрович завалил под Двинском (Даугавпилс), он стал первым русским воздушным асом (тузом становился авиатор, одержавший 5 побед над противником).

В августе командование фронта создало из 3-х корпусных авиаотрядов «1-ю Боевую авиагруппу», которую номинально возглавил штабс-капитан Залесский, при этом боевой работой авиаторов неформально управлял штабс-капитана Казаков. За 4 месяца боев авиагруппа сбила 8 и повредила 14 вражеских самолетов.

В конце декабря 1916г. под Луцком Казаков атаковал два немецких бомбардировщика «Hanza-Brandenburg C1» один из самолетов ему удалось сбить, за этот бой ему вручили орден Святого Георгия 4-й степени.

В апреле 1917г. Казаков издал для офицеров авиагруппы инструкцию по-боевому взаимодействие пилотов.
6,10, 17 мая и 8 июня ас сбил четыре немецких самолета и благородно записал победы на счёт своих боевых товарищей.

27 июля и 2 августа он сбил 2 немецких самолета разведчика «Hansa-Brandenburg C1», семнадцатую личную победу Александр Александрович одержал незадолго до Октябрьской революции, 11 сентября 1917г.

24 декабря 1917г. в «1-ой Боевой авиагруппе» состоялись «модные» в то время выборы командира, им стал большевик, летчик, унтер-офицер Иван Павлов.
Сославшись на нездоровье, Казаков взял давно причитающийся ему отпуск и отбыл с фронта в Петроград. Пытаясь как-то интегрироваться в новую жизнь, он вместе с другими известными пилотами встретился с наркомом по военным делам Троцким. Послушав пламенного трибуна революции, и осознав, что перейти на службу в Красную Армию он не сможет, летом 1918г. Александр Александрович перебрался в Мурманск.
После оккупации русского Севера войсками Антанты, Казаков получил звание лейтенанта королевских ВВС Великобритании, и сформировал для борьбы с красными Славяно-Британский авиационный корпус, в состав которого вошли, русские и английские летчики.

19 августа 1918г. новое авиационное соединение совершило первые налеты на позиции противника. В первое время превосходство белогвардейского летного состава над красными летчиками было подавляющим, однако с каждым месяцем баланс мастерства пилотов выравнивался, а в конце гражданской войны красный летсостав во многом превосходил белогвардейцев.

В конце октября 1918г. корпус Казакова вместе с войсками Северного фронта попал в окружение. Приказав снять с машин часть пулеметов, Александр Александрович отправил самолеты за линию фронта, а сам с оставшимися пилотами и техниками стал пробиваться к своим через тайгу.
В конце пешего похода красноармейцы блокировали изможденный переходом отряд Казакова в Антониево-Сийском монастыре, на счастье пилотов внезапно красным в тыл ударили выходившие из окружения английские пехотинцы.

В начале ноября авиаотряд Казакова понес первые потери, в ходе авиационного налёта на Котласский укрепрайон зенитным огнём противник сбил самолет «Sopwith Triplane», лейтенант Абрамович погиб при падении, а капитан Кассовский попал в плен, после допроса его расстреляли.

24 января 1919г. в разведывательном полете противник обстрелял самолет Казакова с земли из стрелкового оружия, получив пулевое ранение в грудь, летчик сумел дотянуть до своих, и посадил машину на аэродроме.

В конце июля интервенты поняв, что натиск красноармейцев с каждым днём увеличивается, решили подобру по здорову убираться восвояси, корпусу Казакова командование поставило задачу, обеспечить прикрытие эвакуировавшихся войск с воздуха. После завершения операции русским летчикам пришлось решать, что делать дальше, пробираться к адмиралу Колчаку или в составе нескольких ледокольных пароходов под командованием полярного исследователя Бориса Андреевича Вилькицкого уходить в Норвегию. Английское командование присвоило Казакову звание майора Королевских ВВС и предложило продолжить службу в Британии.

Поражения белогвардейцев, предательство союзников, смерть боевых товарищей оказали на психику Александра Александровича крайне негативное воздействие.
1 августа 1919г. Казаков вылетел из Березняков, чтобы проводить пароход, на котором его боевые друзья уплывали в армию Колчака.
Помахав на прощание господам офицерам крыльями, Александр Александрович подлетая к аэродрому, бросив самолет в резкое пике врезался в пустой авиационный ангар. Свидетели этого отчаянного шага, были уверены, что это было самоубийство.

Аса похоронили там же в Березняках, на могиле установили памятник из двух перекрещенных пропеллеров с памятной надписью: «Лётчик Казаков. Сбил 17 немецких самолётов. Мир праху твоему, герой России».

В 2009г. к 90летию со дня гибели героя памятник восстановили благодаря усилиям волонтёров и работников «Музея Авиации Севера».

Оригинал поста был опубликован мной в ЖЖ «ЧАСЫ ИСТОРИИ»:

https://fan-project.livejournal.com/4001.html