209 subscribers

Тёмные места. Тмуторокань.

<100 full reads
Тёмные места. Тмуторокань.

В поэме этот топоним упоминается трижды:

Тёмные места. Тмуторокань.

Этимология топонима проста и очевидна. Правда, эта очевидность для меня проявилась более чем через сорок лет поисков.

1. «Тъм», производное от том (где «Ъ» неопределённо гласная) как и в греч. τόμος=часть, отрезок, ср. общеизвестное α+τόμος=а+том=неделимый, где «α» префикс отрицания, т.е. и в русском тъм=делимый=отдельный (про книгу, например). Даль В.И. «тума орл. чепуха, вздор, чушь, дичь, бессмыслица. Эка туму несет! Клевета? Чудо, диво. Тума ? ж. тумак м. ублюдок, выродок, всякая помесь животных двух разных видов, как: мул и лошак, волколис, волкопес, лисопес, особ. помесь от беляка и русака». Семасиологическая связь очевидна, - нечто необычное, выделяющееся, из ряда вон выходящее.

2. Торокань производное (дериват) от торок, торочить=пристёгивать, приторачивать к седлу. «у», - предлог соединительный. Даль В.И.

Тъмуторокань=притороченный+отделённый, отдельная часть территории Руси, анклав, отделённый Полем половецким. Искажения вносятся искусственно «исследователями», не понимающими исторической значимости анклава для экономики Руси. Большинство видят в Тмуторокани источник нефти для «греческого огня»… Чушь, простите…

Так в чём историческое значение князя Игоря, его похода и его поэмы? Величие исторического и гражданского подвига князя Игоря в том, что он, как воин и политик, понимал значение Тмуторокани как ключевой позиции азово-черноморского бассейна, лежащей в основании торгового пути радхонитов (из фарси ведающие путь) из Индии и Китая, как перевалочной базы с сухопутного транспорта на морской. И «мыты» с этой перевалки были сопоставимы с ценой товара… которая тем выше, чем ближе к конечному покупателю, - европейским дворам=феодам. На то указывает его второе упоминание Тмуторокани в поэме, как его дед, Олег, «ступает в злата стремень в граде Тмуторокане, тот же звон уже слышит в Киеве великий Всеволод, а его сын, Владимир, в Чернигове запирает ворота». Ради того, чтобы Русь не зарилась на «мыты» Тмуторокани, за сто двадцать лет до Игоря, византийские Менялы прочили на неё свою креатуру Глеба Святославича, брата Олега, потом приказали зарезать его брата «красного Романа», а Олега выкупили у половцев, отправили его на Родос, женили там на Феофано Музалон, и уже как мужа при «архонтиссе Росии», отправили его, прикормленного, в Тмуторокань для защиты своих «мытов».

Карта скопирована из Википедии…
Карта скопирована из Википедии…

Красным овалом на карте выделена область интересов Руси на Путях «знающих путь» со времени Святослава Игоревича, первого государственника на Руси, первым искавшего выход через Дардановы проливы… и коварно ими обманутого и убитого… И до последнего упоминания Тмуторокани в её истории князем Игорем…, так же ими обманутого, но оставшегося в живых…

Этот путь после 1266 г. после разорения Константинополя тюрками был вновь освоен при крымском Мангу-хане генуэзскими купцами (Кафа, Судак, Балаклава, Боспор, (Корчев), в связи с утратой гегемонии Руси в этом регионе. Поход Игоря был последней попыткой переломить ситуацию в пользу Руси, который понимал, что контроль Русью этой ключевой позиции восстановит ее экономику, разрушенную «феодальной раздробленностью», вызовет приток купеческого оборота на Русь, поднимет значение Курска и Трубчевска, лежащих на водоразделе бассейнов Дона и Днепра, как крупных торговых центров. Понимал он и значение такой же попытки предпринятой Полотским Всеславом в 1066г. для реставрации торгового пути «из варяг в греки», потому и напоминал своему читателю что и Всеслав иѯъ Кыiва до риська ше до кѹръ Тъмѹтороканѧ.

Понимал это и византийский истеблишмент, (и даже лучше, чем Игорь), и потому не мог допустить прорыва через Тмуторокань так хорошо построенной своей экономической блокады Руси. За ее непокорность, за упрямое сопротивление смердов своему идеологическому, экономическому и политическому влиянию, своему внешнему управлению. И заранее Палатий прислал кочевникам богатые дары для их препятствия транзиту войска Игоря через свои стойбища. И эти дары перевешивали выгоды половцев от предварительного уговора на транзит с Игорем и его выкупа при сватовстве его сына Владимира с дочерью Кончака. Князь Игорь так об этом рассказывает:

Тёмные места. Тмуторокань.

Но не понимали стратегию замысла Игоря его соратники, или он вынуждено скрывал её от них, потому что:

«Ища чести себе,
а князю славы,
спозаранок в пятницу
истоптали поганые полки половецкие и,
ущучась, как стрелы по полю,
нахватали красных девок половецких и
с ними злато и покрывала, и
дорогие бархаты.
Плащами, шубами, попонами и
всяким узорочьем половецким
нач
али мосты мостить по болотам и
грязным низинам…
А белый хвост на красном древке,
да красная чолка на белом серебре
- храброму Святославичу!»

И эта «честь и слава» стали роковой ошибкой всего замысла Игоря, потому что вместо оговоренного транзита через Поле, его спровоцировали на «обычный» набег, что привело к ответному удару превосходящих сил половцев, уже заряженных «дипломатическими» усилиями Палатия:

На другой день весьма рано

кровавые зори свет обгоняют.

Черные тучи с моря идут,

прикрывают четыре солнца, (четыре князя),

а в них трепещут

синие молнии.

И потому Игорь вынужден был после поражения и крушения своих замыслов, искать публичной реабилитации в среде злорадствующих и осуждавших его соперников, «мономаховичей» и при этом скрывать в Слове свой огромный талант поэта и своё имя.

Это его поражение предопределило переориентацию экономических интересов Руси из азово-черноморского бассейна на каспийский. Отсюда, ‑ окончательный упадок Киева, расцвет Владимиро-Суздальского региона, и византийская, а потом и генуэзская экспансия языческих земель Крыма и Северного Кавказа. «Свято место пусто не бывает».

После окончательного падения Византии, молодая османская империя принялась за хищнический грабеж населения земель, доставшихся ей в наследство. И опять впереди грабителей шествовали «попы», теперь уже под зеленым знаменем. Последствия исламизации Крыма, Кубани, Кавказа и Ставрополья Русь так и не смогла преодолеть всей своей последующей историей. Ни переселением на эти земли Сечи из Запорожья, ни потемкинскими Новороссией, Одессой, Екатеринодаром, ни «крымской», ни «кавказской» с Шамилём, ни первой, ни второй «мировыми» войнами, которые все еще не окончены и по сю пору. Направленные на ослабление влияния Руси в этом регионе говорят «чеченские» войны, Грозный, Беслан, Будёновск, террористический акт на на Дубровке 2002 года в мюзикле «Норд-Ост». И здесь же раскачивание ситуации и усиленная исламизация Кабардино-Черкессии, Дагестана, Адыгеи, вайнахов… которые делают вид, что не знают, что деньги за мечети платит нынешняя «Византия», - Альбион, который потому и туманный

Да, у истории не может быть сослагательного наклонения. Но в истории существуют ключевые события, от удачи или поражения в которых она могла бы развиваться совсем в ином русле. И закономерно то, что ‑ все (или почти все) такие события, как и Игорева Каяла, управлялись не их участниками, а иными, очень мощными силами, как и до сих пор, - рахдонитами «знающими путь»…

При удачном переселении Игоря вполне возможно была бы не Москва, а был бы Курск. При возросшем авторитете Игоря «тмутороканского» его призывы к единению:

Тёмные места. Тмуторокань.

не могли бы остаться пустой риторикой, а были бы реализованы… И не было бы позора на Калке, и Бату-хан был бы встречен по-другому…

И об этом надо помнить, читая Слово.

У ИСТОРИИ, простите, только ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ наклонение: ПОМНИТЕ! Кто хочет предвидеть, должен помнить…

Это сказал ещё бессмертный А. Дюма в своих бессмертных «Мушкетёрах»: REMEMBER.

И мы ПОМНИМ… потому и Крымская весна, и Крымский мост, и «васильев» в Дагестане, и «дело арашуковых» в КЧР, и «дело абызова» в Москве, и «батько» в «полотьске»… А вот до «рiдноi нэнькi» ресурса пока не хватает…

_________

В первом упоминании Тмуторокани князь Игорь говорит не о каком-то «блъване»=идоле, а о грязевых вулканах Таманского п-ова… «блеванах», что находится в том же враждебном контексте других «земель» незнаемых-неведающих о нападении… бросающихся грязью. Эту интерпретацию мне подсказал «классный руководитель» В.В. Туманов в газете «Мамули», Краснодарской региональной общественной организации "Грузинская община Ивериа". Апрель 2001 г. Цитирую:

«Ну, конечно! Вот же они, точные координаты острова -Тьмутороканский блеван! Ведь Таманский полуостров весь покрыт грязевыми вулканами, которые с незапамятных времен у местных жителей называются "блевачками", "блеваньками" и "блеваками" Да что там местные жители? У Ф. А. Щербины, в его двухтомном труде "История Кубанского Казачьего войска", Екатеринодар, 1910 г, т. 1, на странице 14, под фотографией грязевого вулкана, имеется надпись "Грязевой вулкан "Сопка Блевака". Кроме того, на современных картах Таманского полуострова, возле косы Чушка, есть надпись "Вулкан Блевака" («Краснодарский край, республика Адыгея», топографическая карта, 1: 200000, 439 ЦЭВКФ, М, 1996 г. лист 36).
Непонятно, как это специалисты-историки не обратили внимания на столь явный географический признак в вышеупомянутой строчке из «Слова о полку Игореве»?

Рожает же Земля наша Русская, истинных патриотов, незаметных «классных руководителей», помнящих о нашем великом родстве с тысячелетней историей нашей… и нашими пращурами… Дай бог Вам, Туманов В. В… за вашу искренность и неравнодушие… Вас долго будут помнить Ваши ученики… и Вами гордиться…

К сожалению никаких выходных данных по вышеуказанному адресу мне найти не удалось…

_________

И уж, конечно, не Игорь виновен «…в пустыне нашей древней словесности» как сказал Пушкин. Даже самый талантливый поэт является, прежде всего, носителем вызревших литературных и языковых традиций, которые он по мере своего таланта обновляет и совершенствует, чего не скажешь, к примеру, об авторе Задонщины. Не на пустом месте писалось Слово, и ссылка Игоря на Бояна не просто риторика, а тому подтверждение. И написано Слово в такой ограниченный срок, с июня 1185г. (прыснѹ морѣ как весенний разлив), когда Игорь бежал, и не позднее 1187г. года смерти тестя Игоря, Ярослава Осмомысла, о котором Игорь говорит в поэме как о живом ещё .

И не пожары, войны и наводнения уничтожали золотой фонд нашей древней словесности, превращая её в пустыню, а те «презлые осифляне», ‑ кирики, ферапонты, феодосии, даниилы, избирательно хранящие и переписывающие все, что относилось только к «священному» писанию, а остальное, бесценное, безжалостно позволявшие истлевать в сырых монастырских подвалах. И эта избирательность ничем не отличается от современной, судя по состоянию книгохранилищ наших библиотек и отношения к ним всяких-разных якубовских, а также издания нового памятника-«надгробия» Слову в эксклюзивном качестве и количестве 500 экз. (М.: Издательский дом «Литературная газета», 2002. – 128с). И эта исповедь власть-предержащего настоятельно требует свежего переосмысления и её композиции, и трактовки, и озвучения, не вмещающихся в прежние рамки, канонизированные поколениями добросовестных (и не очень) исследователей.

P.S. И вот на каком основании я настаиваю на гипотезе Чивилихина В.А. об авторстве князя Игоря. Потому как невозможно проникнуть в глубины собственного Ego, кроме как отстранённо, от второго лица, со стороны, посмотреть на свои поступки, на своё отношение к окружающим, на своё отражение в их глазах. Это, наверное, для Игоря и был главный замысел своей бессмертной поэмы, разобраться в самом себе, в мотивации своих замыслов… в причинах поражения. Обратите внимание, он нигде даже не упоминает, даже не намекает о главной цели своего переселения в Тмуторокань. Почему «переселения»? Ну не зря же он взял с собой, своих мальчишек погодков, своих «молодая месяца, Олег и Святослав». А его обращение к Ярославне, молодой жене, которая чуть постарше его мальчишек погодков!? «А бых не слала к нему слёз на море рано»… Это высочайший образец тончайшей лирики… умудрённого житейским опытом зрелого мужчины, воина-полководца, отца, влюблённого мужа…

То о чём я говорю здесь, это и есть (для меня) неопровержимые признаки авторства Игоря… его исповеди…

Мезенцев Николай. 2002 – май 2019 г.г.

ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ЭТУ РАБОТУ ПРОЧЛИ БОЛЬШЕ ЧИТАТЕЛЕЙ и для продвижения канала, пожалуйста, нажмите "палец в верх" (лайк) и поделитесь ссылкой в вашей социальной сети.