Архитектура сборника рассказов

10 June

При формировании сборника рассказов важны две составляющие: заголовок и порядок размещения произведений в сборнике.

Начнем с выбора заголовка. Иногда начинающие авторы, подражая классикам, элегантно называют свой сборник просто «Рассказы». Но что дозволено Юпитеру …, то отложите до лучших времен. Помните, в случае книги признанного классика, названной «Рассказы», роль клийкбейта – кликабельного заголовка – играет имя классика. Например, почти все сборники Зощенко так и называются: «Рассказы».

Но сборник рассказов тоже классика, но менее популярного – Андрея Платонова, стоящий в моем шкафу, уже имеет конкретное название: «Государственный житель». Между тем в томике можно найти рассказы и с более загадочными (то есть ожидаемо кликабельными названиями), как-то: «Сокровенный человек», «По небу полуночи» и т.п. Но поскольку издание посмертное, предположу, что издатели, выбирая рассказ для заголовка, руководствовались выбором адресата. Должно быть, предполагали привлечь внимание людей, чей интерес был заострен на политике. Учтем, что книга издана в 1990 году (Минск, «Мастацкая лiтература»), во время перестройки, когда интерес к «государственным жителям» был всеобщим – следовательно, книгу должны были активно покупать именно с таким названием. Кстати, тираж книги еще впечатляюще советский – 1500 000 экз!

Помимо заголовка имеет значение и порядок следования рассказов в сборнике. Здесь приведу в качестве примера собственный сборник рассказов, изданный в 2019 году, «Дом мечты и смежные комнаты». Друг по фейсбуку, прочитав мой сборник рассказов, задал мне вопрос, собственно, и послуживший толчком к этой записи. Он спросил, почему я не поставила на первое место другой, более сильный, рассказ «Метка с адресом». Я знаю, что «Метка с адресом» – более сильный рассказ: он удостоен премии на одном из конкурсов, более лаконичен и глубок. Однако его заголовок не является «говорящим». Даже не представляю, кто откликнется на такое название. Я выбирала это название только по соответствию содержанию, абсолютно без учета рекламных моментов.

Кстати, желающие посмотреть, как выбираются привлекательные заголовки для отдельного произведения, могут перечитать статью на этом канале «Неправильные и хорошие заголовки». Здесь лишь напомню три момента названной статьи, которые необходимо учитывать при выборе отдельно взятого заголовка:

– жанровую принадлежность произведения;

– выбор частей речи;

– способ заинтересовать читателя (недоговоренности, ошибки, обещания).

Итак, вернемся к выбору названия сборника на примере моей книги.

Я, предполагая, что женщины меня читают чаще, вынесла в заголовок сборника название одного из рассказов - «Дом мечты и смежные комнаты». Название довольно прозрачное: мечтаем об одном, а в жизни имеем другое. Этот же рассказ, не вполне совершенный технически, я поставила в начало сборника, надеясь, что после первого рассказа никто не бросит читать книгу. А далее рассказы чередуются по привлекательности. Например, третьим номером идет эротический рассказ (который нравится и многим мужчинам – «Девушка в белом фартуке»). И чуть дальше размещен упомянутый рассказ «Метка с адресом». После него – уверена: каждый взявший книгу в руки, дочитает сборник до конца! Во второй части предлагаются короткие эссе – их читать легко и приятно всем!

Подведем итоги. Собственно заголовок адресован нашей целевой аудитории, тем читателям, которые с наибольшей вероятностью возьмут в руки нашу книгу. А порядок размещения нацелен на то, чтобы сохранить интерес читателя до последнего рассказа. Кроме того, последние рассказы крепче застревают в памяти. Если же первым поставить лучший рассказ, то последующие произведения могут проигрывать в сравнении с ним.