Личность автора

6 January 2018

Личность автора

Любой художественный текст представляет широкие возможности для исследования психологии личности – как персонажей, так и автора.

Этими исследованиями занимается психолингвистика – наука, объединяющая две линии: типологию психопатий и лингвистический анализ языковых средств произведения.

Классификации психопатий (или – в более слабом выражении – пограничные акценты) незначительно варьируются у разных психиатров, но имеют много общего. Они представляют собой разновидности невротических расстройств: депрессии, возбудимость, астеничность, шизоидность, параноидальность и т.д. И с учетом того, что психологические характеристики и даже психические заболевания писателей-классиков нередко становятся достоянием общества, исследователям остается только сопоставить тексты и диагнозы их авторов. А дальше вопрос техники и статистики: найти взаимосвязь между языковыми средствами произведения и вероятного диагноза.

Простейшими характеристиками текста будут впечатления от него: мрачный или веселый, усложненный или простой. Впечатления о настроении вытекают в первую очередь из эпитетов и наречий, используемых в тексте. Далее выдают характер автора комплексы персонажей: обидчив или самолюбив герой, подозрителен, скрытен, находчив. Но, вы спросите, как эти посторонние исследователи поймут, что, например, мрачная героиня и есть я?

Очень просто! Если вы сами пишите художественные тексты, прикиньте, кого вы наделяете положительными (на ваш взгляд) чертами? Героев, внутренне похожих на вас самих или на отрицательных персонажей?

Исследования психологов показывают, что свои идеи, мысли, мировоззрение мы передаем через приятных нам героев. Женщина-автор чаще выводит положительной героиней женщину, мужчина – мужчину. Автор-ученый – профессора, а дворник – дворника.

Отрицательных героев мы, напротив, чаще наделяем теми чертами, которые нам неприятны в жизни. Особенно это заметно при создании внешнего облика героя. Стройный писатель наделит плохими качествами толстяка: писатель-брюнет – блондина, низкорослый – долговязого (в его определении).

Эти закономерности, однако, не абсолютны. Иногда вылезают бессознательные мотивы автора, и он отдает положительному герою те качества, которых у него нет. А те недостатки, что скрыты в его подсознании, темное внутреннее «я» скидывает героям отрицательным :).

Однако мы не ставим себе целью анализировать классиков и их произведения с позиций психологии и психиатрии, пусть этим занимаются психолингвисты. У нас, авторов, немного другие задачи. Во-первых, скрыть свои комплексы, чтобы всякие ученые-психологи не выпотрошили нашу душу и личные тайны :). А во-вторых, придать больше объективности и жизненного правдоподобия героям наших книг. А для этого следует решительнее ломать устоявшиеся научные стереотипы.