"Самиздат": дорога в никуда или путь к вершине?

128 full reads
189 story viewsUnique page visitors
128 read the story to the endThat's 68% of the total page views
3,5 minutes — average reading time
"Самиздат": дорога в никуда или путь к вершине?

Подписала договор на издание книги «Как писать прозу. Полный курс для начинающих». Скоро она выйдет в свет. Финансовые затраты по изданию книги я взяла на себя. А подтолкнуло меня к этому «подвигу» ведение канала на Яндекс.Дзен. Отклики на лайфхаки помогли мне лучше понять запросы целевой аудитории и выстроить логичную схему изложения. Я оформила разрозненные советы в удобную систему, рассмотрела по-отдельности особенности написания рассказа, романа и книги нон-фикшн. В результате из каждого спонтанного лайфхака выросла обстоятельная глава, появились новые разделы, в лайфаках не затронутые. Подобраны и примеры, упор в которых сделан на разборе ошибок начинающих авторов.

Так почему же мне пришлось обратиться к «самиздату»? И почему другие авторы прибегают к этому способу? В этой статье я хочу проанализировать явление «самиздата», оценить его издержки и бонусы.

Каждый писатель мечтает издаться в коммерческом издательстве и получить за издание рукописи гонорар; он хочет, чтобы его книга стояла на полках магазинов и чтобы к нему самому пришла б известность. И – главное – чтобы благодарные читатели с упоением читали книгу!

Для достижения этой цели приходится прилагать немалые усилия: рассылать «самотеком» рукопись по разным издательствам, участвовать в конкурсах, искать авторитетных рекомендующих. Если результата нет, то из души вырывается крик: «Доколе!». Сколько времени можно жить этой мечтой, сколько раз испытывать разочарование, получая от издательства очередной отказ или натыкаясь на глухое молчание?

Нет общего рецепта, в какой момент приостановить свой бег по издательствам и задуматься о «самиздате» в той или иной форме. Но я бы посоветовала на поиск издателя для первой книги заложить не менее двух лет. Для последующих книг срок может быть уменьшен, например, до полугода. Для анонсируемой выше книги я искала издателя три месяца, но заинтересованности не обнаружила. В половине обращений ответом было молчание. Но и присланные отклики-отказы не отличались разнообразием: «Нам неинтересна эта тематика». Ни один издатель не захотел ознакомиться с моей рукописью.

Итак, потерпев крах в поиске издателя, готового принять вашу рукопись за гонорар, вы обращаете взгляд в сторону «самиздата». И понимаете, что в случае издания бумажной книги неминуемы чувствительные расходы.

Оправдают ли потраченные средства вашу цель?

Приведем примерный список целей, достигаемых при издании бумажной книги за свой счет.

1. Возможность собрать в разное время написанные – и даже опубликованные в журналах – рассказы или мемуары в единый сборник, чтобы «было». Этот сборник, изданный малым тиражом, можно поставить в свой книжный шкаф, а также подарить родственникам и знакомым. Роман тоже можно издать с такой целью.

2. Издание прикладной книги в своей профессиональной сфере и распространение ее на мероприятиях, где вы иногда выступаете или общаетесь с коллегами. В этом случае возвращается часть потраченных средств, а ваш авторитет в профессиональном сообществе укрепляется.

3. Издание книги с прицелом на вступление в «настоящий» союз писателей (то есть, писательское объединение off-line). Обычно выбирается союз в том регионе, где вы проживаете. Но для достижения этой цели одновременно с изданием книги необходимо укреплять и социальные связи, а именно: заглядывать на открытые писательские собрания, посещать авторские вечера маститых писателей, участвовать в тематических семинарах.

4. Издание книги иногда используется как своего рода вступительный взнос для вхождения в культурное сообщество иной, нелитературной, направленности. Став автором изданной книги и приложив определенную энергию, можно успешнее проводить организацию художественных, искусствоведческих, просветительских мероприятий, участвовать в создании фондов, благотворительных проектов. И даже успешнее продвигаться в политике. Однако публичная деятельность такого рода помимо энергии потребует и дополнительных финансовых вложений на рекламу книги, на продвижение писателя, на аренду публичных площадок.

5. Иррациональный вариант издания бумажной книги – самый загадочный в целеполагании. Человек написал книгу, и просто не хочет, чтобы его работа пропадала. Издав небольшой тираж за свой счет, он не тратит время на продвижение книги или себя как автора, не стремится войти в профессиональную группу. Такой писатель упорно пишет новые книги – в надежде, что они будут когда-нибудь изданы за гонорар в крупном издательстве. «Самиздат» этого случая можно назвать как дорогой в никуда, так и движением к вершине.

При издании книг с целеполаганием пунктов 2, 3 и 4 желательно получить (оплатить) знак ISBN, тогда определенное количество экземпляров будет отослано в «книжную палату» и ведущие библиотеки страны. Это узаконит ваше произведение.

А теперь рассмотрим бюджетный вариант «самиздата» – издание электронной книги на популярных интернет-ресурсах. В этом случае от автора или совсем не требуется денег, или малая сумма только для подготовки рукописи к изданию. Но и это решение обещает свои бонусы.

1. Электронную книгу тоже можно выставить на продажу, и в отдельных случаях она может стать источником дохода.

2. Книгу можно разместить на ресурсе, на котором наряду с электронным текстом предлагается услуга «печать книги по требованию». То есть, есть возможность одарить бумажной книгой родственников, знакомых и почитателей. Но расчет, что «печатью по требованию» воспользуются незнакомые читатели, иллюзорен.

3. Электронное издание приносит автору некоторую известность в интернете, помогает раскрутить блог или привлечь на свою страницу рекламодателей.

4. И важный момент: электронную книгу, как и бумажную, тоже можно послать на конкурс или на отзыв авторитетному человеку.

5. И, по аналогии с бумажной книгой, для электронного издания также имеется иррациональная причина или цель. Человек написал книгу и не хочет, чтобы его труд пропадал бесследно.

Думаю, что прочитав эту коротенькую статью, каждый написавший книгу автор поймет, какая цель ему ближе. И, взвесив свои желания и возможности, издаст книгу в бумажном или электронном виде.

Возможно, вы спросите: «Зачем люди пишут книги, путь которых к читателям так непрост?». Причины этого явления тонут в глубинах нашего бессознательного, и не всегда удается расшифровать их. Однако в своей новой книге я затронула и некоторые вопросы психологии творчества.