Заблуждения насчет писательского таланта

29 June

Некоторые представляют писательский талант как дар свыше и не связывают его с личными усилиями. Но, допустим, вы признаете ценность и школы литературного мастерства в широком смысле этого слова. Вы готовы постигать секреты писательского ремесла и тратить дни, месяцы и годы на создание своих произведений. Однако и тогда остается вопрос, как быстро вы достигните вершин и признания в литературе.

Психологи – исследователи творческих способностей человека – снова и снова обращаются к истокам зарождения таланта, к детству ребенка. Оставив в стороне несколько пафосное слово «талант», исследователи занялись изучением способностей детей. И обнаружили, что научные и художественные способности часто идут рука об руку: один и тот же человек склонен проявить себя и в изобретательстве, и в художественном творчестве.

Примем их вывод, что интеллектуальные и психические способности передаются генетически, как и физические данные человека. Тогда характер проявления способностей зависит от психологического типа личности ребенка.

А дальше вступает в игру влияние среды. Если родители заметят склонность ребенка к какому-то виду творческой деятельность и помогут ее развить дополнительными упражнениями в этой сфере, ребенок вырастет в талантливого взрослого. И тут – внимание – есть области деятельности, пристрастие к которым развивают в раннем возрасте. Например, музыка: не привлечешь к малышу педагога, его поезд в музыкальный мир ушел!

К счастью, с писательством все обстоит не так радикально. Ваши писательские способности в детстве могли проявляться в том, что вы разыгрывали занимательные сцены, играя в одиночку или с друзьями; блестяще писали в школе сочинения, а то и стихи в отдельную тетрадку. Однако в близком вашем окружении писателей не замечено. Родителям и в голову не пришло нанять для вас учителя креативного письма или отвести в литературный кружок. Но даже попади вы сравнительно рано в литературную среду, толку было бы немного, потому что для писательства нужно наличие жизненного опыта и некоторых особых качеств.

Итак, вы – взрослый человек, получивший профессию, далекую от писательской, для посторонних «вдруг» начинаете с энтузиазмом писать стихи, рассказы, а то и романы. И теперь уже не перед родителями, а перед вами встает вопрос: могу ли я быть писателем.

На этом этапе жизни ваша личность вполне сложилась, и вы можете оценить, какого склада сформировался характер. И здесь подчеркнем, что для литературного творчества важны прежде всего эмоциональная и рациональная составляющие в характере! Обе они должны быть на высоте.

В эмоциональном плане для успешного писательства необходима эмпатия – это тоже врожденное качество, но уже получившее у взрослого человека определенное развитие. Эмпатия – это способность сопереживать людям, считывать их эмоции и переживания. Эти эмоции побуждают нас к действиям (в том числе и к писательству). А рациональность (или разум) – это инструмент познания мира.

Итак, осознав, что вам близка писательская деятельность, вы – теперь взрослый человек – набираете недостающего вам мастерства, изучаете технику, и вперед! Вы, конечно, должны помнить, что у каждого человека есть предел развития, но это не должно вас останавливать. Ведь очень редко кому удается достичь хотя бы личной, отпущенной природой и обстоятельствами, вершины.