Ужасы дома со слонами в Самаре!

18.01.2018

А знаете ли вы, что Самару считают родиной слонов? А все потому, что построил в свое время Константин Головкин себе дачу...

Возвышается она на левом волжском берегу, в Студеном буераке и немного найдется в Самаре домов, окутанных таким количеством трагических и кровавых тайн, легенд, слухов. Самая стойкая легенда, что это графский дом. Какого графа? Да, просто, обыкновенного графа. Но, титулованные особы к даче отношения не имеют. Владелец ее Константин Павлович Головкин.

Константин Павлович Головкин

Константин Павлович Головкин (17 декабря (старый стиль) 1871 – 26 февраля 1925) – личность интереснейшая, выдающаяся, увлекающаяся: преуспевающий купец, обладал немалым состоянием; талантливый художник, фотограф, архитектор, астроном-любитель, краевед, археолог, меценат, один из первых самарских автомобилистов. Родился в семье купца второй гильдии Павла Ивановича Головкина.

Свою знаменитую дачу Головкин построил в период 1908-09гг.. Проект разрабатывал сам, при содействии архитектора В. Тепфера. Дом сразу же стал городской достопримечательностью. Построен он из пустотелого кирпича и крупных бетонных блоков. Очевидно, поэтому в доме уникальная акустика. Вся мебель: плетеные кресла, диваны, были изготовлены по эскизам Константина Головкина.

После революции дача претерпела некоторые перестройки, интерьер не сохранился, да и значение свое, как место отдыха, она утратила. Но сохранились слоны! Именно благодаря им творение Головкина сразу окрестили – «дача со слонами». Конечно, выглядят они сейчас уставшими и потрепанными, но по прежнему смотрят друг на друга. Константин Павлович лично участвовал в изготовлении скульптур. Изготовлены они из цемента, внутри пустотелые. Якобы, владелец дачи заложил в одного из слонов документы и фотографии, связанные со строительством.

Современники утверждали, что слоны выглядели угрожающими. Возможно, поэтому и благодаря этому они уцелели. Как гласит легенда, в 1930-40 годах слонов планировали взорвать, но не решились, поверив слухам, что это может привести к болезни и мучительной гибели.

Не меньше легенд породила женская скульптура. Одна из них говорит о девушке, покончившей жизнь самоубийством из-за несчастной любви; другая о любовнице Головкина, которая пыталась его шантажировать, за что тот убил ее и закопал у себя в саду, а затем поставил в ее честь памятник, по третьей версии – под слонами похоронена дочь Головкина и эта скульптура именно в ее честь. Слухи развеяла сама дочь Константина Павловича, Евгения Головкина-Овсянникова: «Мистицизм и неоромантизм и тем более суеверие были чужды Головкину, – писала Евгения Константиновна в «Волжской коммуне» в 1992 году. – И в его картинах и этюдах нет следа указанных новых веяний в живописи. Долгое время ходила легенда о скульптуре молодой женщины на террасе у южного входа в дом. Мне, дочери Головкина, пришлось развеять эту легенду о себе: я не утопилась в Волге от несчастной любви, а жива доныне, и мне уже 85 лет…»

Что в этих легендах правда, что вымысел – потомки, наверное, разгадают загадки.