ПРОДЮСЕРЫ. Связи решают, или робким вход запрещён

16 August 2020

Продюсеры новостей - это те шестеренки, которые заводят механизм редакции. К ним стекаются пресс-релизы, звонки и сообщения от пиарщиков. Именно им звонят пресс-атташе, чтобы рассказать об инфоповоде. Звучит впечатляюще, и будь я мечтательным первокурсником(а я таким и был), то представил бы строгую девушку, которая властным голосом отвечает на звонки и чувствует себя Властелином Информации или Хранительницей Новостных Ключей. Ну, если без пафоса, то всё так и есть, разве что марафет наводить особо некогда. Иногда уже к среде так устаешь, что «забиваешь» на свой внешний вид. Есть и другие персонажи - девушки и парни, которые в любой день одеты с иголочки, всегда наготове встретить своего принца или принцессу, мало ли какой депутат или бизнесмен станет гостем программы.

Скучать некогда. Ни на что нет времени. Одной рукой продюсер вбивает в Яндексе "как доехать до Ирбита" или "что такое ассертивность"(надо же понять о чём пресс-релиз Института психологии), другой рукой листает ежедневник в поисках телефона третьей помощницы младшего ассистента замминистра, третьей рукой размешивает сахар в гигантском стакане капучино (иначе мозг отключится уже после летучки, нужно больше топлива для головы), четвертой пишет оператору «Быстрее спускайся, щас всем влетит!!!». Нужно просмотреть десятки сообщений в куче мессенджеров: корреспондент спрашивает во сколько выезд, оператор умоляет дать ему время для обеда, стажеры присылают ссылки на вчерашние новости… А ещё приходится в третий раз перенести приём у стоматолога/косметолога/дерматолога, потому что опять задержишься и не сможешь приехать вовремя. В общем продюсер весь в поту, и частенько приходится забывать даже про обед. Многие ребята на этой работе стремительно набирают вес, и обзаводятся персональным гастроэнтерологом, потому что успевают только быстро засунуть в себя пару бутербродов или гамбургеров, и вперёд дальше - спасать мир. Литр кофе по утрам вообще мастхэв, правда через несколько лет вы будете ездить ещё и к кардиологу.

РАБОЧИЙ ДЕНЬ

1. К утренней летучке, которая может быть в 9.30 или 10 утра нужно прошерстить все новостные сайты, проверить имейлы, прочитать сообщения в мессенджерах, чтобы на собрании огласить список тем, которые можно снимать сегодня. Часть новостей уже в заготовках с вечера, ведь перед уходом с работы нужно проделать всё тоже самое.

В потоке сообщений нужно отобрать лучшее из худшего, ведь вместе с нормальными пресс-релизами типа "В музей Изо привезли Пикассо" или "Сегодня вынесут приговор чиновнику, который украл 10 млн", придется прочитать и удалить десятки других, примерно с таким содержанием: "Щебёночный завод улучшил качество щебёнки благодаря новому оборудованию из Италии", "В ЖК Пупырково открылась новая детская площадка", "Юрист Анна Шварцгельбобер расскажет как отсудить у мужа квартиру, пока он не сбежал к молодой". С такими "новостями" - в рекламный отдел, пожалуйста.

Еще до летучки продюсер успевает позвонить в несколько организаций, переговорить с пиарщиками и пресс-секретарями. Таким образом, уже к первому собранию у него более-менее складывается понимание, какую именно картинку может снять корреспондент. Собственно, парочка репортёров может быть отправлена на съемки тут же, с пылу с жару, как только они ещё сонные вошли в ньюсрум.

Пока всё звучит красиво, но это не исключает тех дней, когда нет ни новостей, ни пресс-релизов, ничего. Что показывать? Черт его знает. В такие моменты даже из скучнейшего заседания комитета по благоустройству может получиться целый сюжет про покрашенные на Уралмаше бордюры. Или классические аварии на старой советской улице в центре городе, где всегда пробки, могут внезапно удостоиться видеоряда на 2 минуты.

2. ЛЕТУЧКА

Кадр из фильма "Доброе утро". Очень правдивое кино, летучки так и проходят. Иногда шефу приходится крикнуть "Тихо!"
Кадр из фильма "Доброе утро". Очень правдивое кино, летучки так и проходят. Иногда шефу приходится крикнуть "Тихо!"

На собрании с редакторами и ведущими продюсер докладывает обо всех инфоповодах. Нужно в деталях рассказать, что происходит, кто будет на месте событий, и какой будет КАРТИНКА. В телевидении самое важное это видеоряд. Поэтому, когда продюсер договаривается о съемках, ему нужно уже во время разговора заставить собеседника так детально рассказать о том, что и как происходит, чтобы продюсер будто бы своими глазами всё «увидел». Нужно понять, что получится показать, с какими людьми и о чём репортёр сможет поговорить.

Редакторы принимают решение о том, какие события достойны выпуска новостей, кто будет их снимать, и какой будет вёрстка(последовательность). По сути, бОльшая часть новостей которые покажут вечером известна уже уже в 10-11 утра. По ходу дня добавляются только экстренные события, типа пожаров и отставок.

3. "Ведение" съемок

Продюсер сообщает героям съемок и пресс-секретарям, что съемочная группа выезжает. Продюсер рассказывает корреспонденту тему/инфоповод, подсказывает на чём сделать акценты, сообщает адреса и контактные данные тех, кто поможет на месте.

Это все может выглядеть, как работа администратора, но на самом деле это не так. БОльшая часть новостей - это «плохие» события, в которых кто-то кого-то обвиняет, а кто-то оправдывается, каждая вторая съемка эта битва за справедливость, где корреспонденту нужно разобраться в происходящем. В регионах журналисты часто сталкиваются с беспределом, защищают обиженных и обездоленных стариков, матерей, детей, бизнесменов и тд. "Ответчиками" в таких историях обычно бывают чиновники или частные компании, которые либо совсем не хотят говорить на камеру, либо говорят что-то из серии "всё под контролем, всё по закону". Зачастую звонок продюсера в какую-то инстанцию может ухудшить ситуацию, поэтому корреспондентам часто приходится идти «напролом», без звонка, ругаться. С одной стороны, это некорректное поведение, вторжение в частную жизнь или организацию. С другой же, иногда это чуть ли не единственный способ добыть информацию или получить хоть какую-то реакцию второй стороны. А показать обе стороны конфликта - это святое.

Продюсер также занимается поиском локаций и подходящих экспертов. Если вы снимаете сюжет к 8 марта, то ваша задача найти цветочный салон и магазин подарков, который согласится на съемки. Казалось бы что может быть проще? Но в новостях крупных каналов не показывают логотипы и названия компаний, поэтому флорист будет подписан "флористом", а продавец просто продавцом, никто не укажет в титре "Флорист цветного магазина на улице Фрунзе, дом 18", или "Продавец мебельного магазина "Руслан". Задача продюсера найти такой цветочный магазин, чей хозяин согласится на съемки, пускай никто и не укажет названия его фирмы.

Такая же история с экспертами. Зачастую нужны комментарии узких специалистов, которых можно найти в компаниях, которые занимаются данным вопросом. Это может быть организация вообще без пресс-службы, согласование съемок может затянуться на весь день, а то и на несколько дней. А вам нужно снять уже через пару часов... Что делать? Придумать выход из ситуации и найти нужного специалиста. Некоторые даже пускают в ход сомнительный(очень мягкая говоря) метод "меня уволят, если вы не согласитесь на съемку". Это жесткая манипуляция, но некоторые коллеги идут на такое.

Продюсеры программ о ЧП и звездах на некоторых каналах врут родственникам погибших, звонят и представляются сотрудниками правоохранительных органов, чтобы получить какую-то информацию у расстроенных или обозленных людей.

РЕЗЮМИРУЕМ

Что делает продюсер?

  • получает новости, пресс-релизы, сообщения пиарщиков, чиновников и зрителей
  • сам ищет новости по информационным порталам, и различным сайтам, форумам и группам в соцсетях и мессенджерах
  • сортирует новости по важности, решает какие из них достойны обсуждения на летучке
  • вместе с редакторами разрабатывает темы, придумывает новые повороты в конкретной истории, предлагает экспертов
  • договаривается о съемках с ведомствами и частными компаниями (поиск локаций, экспертов), помогает корреспонденту с договоренностями на месте съемок

Какие сложности?

Я убеждён, что редакции нельзя экономить на двух вещах - продюсерах и ведущих. Если у программы классный ведущий, то даже с плохим контентом у вас больше шансов получить и удержать зрителей, потому что человек в кадре привлечёт харизмой, подачей, сам напишет хороший текст и задаст гостю интересные вопросы. Если для программы постараются продюсеры, то вы получите шикарных героев, отличных спикеров. Но при самых красноречивых гостях ваш эфир может провалиться из-за ведущего, который не спросит нужные вопросы, или спросит всё так, что зрители помрут от скуки. Замкнутый круг. Поэтому продюсеры и ведущие - как крылья и двигатели в самолёте - одно без другого не работает.

Точно так же, хорошо спродюсированный сюжет можно испортить неумелыми съемками и текстами, но именно продюсер создаёт то «мясо», из которого «повар» (корреспондент, редактор) будет варить свой «суп» (сюжет).

Какие бонусы?

Стоит ли оно того? На мой взгляд, попробовать быть продюсером должен каждый, кто заходит в новостную редакцию. Часто корреспонденты думают, что это легкая работа, и завидуют тому, что продюсеры сидят в теплом офисе и всегда могут сходить в туалет и выпить чаю. Если рассуждать по порядку, то во-первых, вдруг в вас скрывается талант уговаривать людей, и организовывать доставку пера жар-птицы из пасти дракона на невидимую сторону Луны? Это же потрясающее открытие и уникальный навык. Во-вторых, если вы очень стеснительны, нерешительны, то практика работы продюсером - зубодробительное лекарство, сумасшедший выход, или даже пинок из зоны комфорта. Это может сделать вас сильнее. Я, например, порой по полчаса сидел с трубкой в руке, набирал номер и сбрасывал, потому что боялся позвонить, боялся заговорить. А вдруг меня пошлют? А вдруг там будет агрессивный человек, от разговора с которым я буду еще три часа отходить, а вечером за ужином его голос все ещё будет в моей голове? Есть те, кому эта работа будет в кайф, каждый звонок, каждая задача - как вызов!

Особенное удовольствие выманивать на интервью важных шишек, по-настоящему значимых спикеров, профессионалов, которые владеют информацией и принимают решения. Вы можете приобрести массу полезных связей и даже друзей. Поэтому, некоторые продюсеры, особенно те, кто вживую встречаются с гостями каждый день, не жалеют времени и средств на внешний вид. А вдруг сегодня на эфир придёт ваш будущий муж или партнер по бизнесу?

КЛЮЧЕВЫЕ НАВЫКИ

Застенчивый тихий человек вряд ли станет хорошим продюсером. Представьте себе женщину с рынка, матёрую продавщицу, которая громко заманивает, и даже лютой заснеженной зимой снег продаст снеговику или Деду Морозу =) Сплетница, способная уломать кого угодно на что угодно, взять на слабо, способная вовремя притвориться кем угодно. Хороший продюсер - это хамелеон, продавший душу журналистскому дьяволу.

Один из важнейших навыков - говорить на языке собеседника, подстраиваться под его тональность, использовать жаргонизмы и профессионализмы (с полицейским одни, с врачом другие). Как хорошему продавцу нужно во что бы то ни стало сделать план, вам надо уломать чиновника, бизнесмена или обиженного кем-то героя на съемку, причем на самых выгодных для вас условиях. Книги Дейла Карнеги вам в помощь!

у меня есть парочка экземпляров дома
у меня есть парочка экземпляров дома

Найти то, не знаю что, и фиг его знает где найти. Но найти обязательно. Если у вас нет номера конкретного человека или организации - звоните в похожие службы, разговаривайте с людьми, спрашивайте, ищите зацепки, язык до Киева доведёт(но лучше в Монте-Карло). Например, в моей практике был такой продюсер, у которого кончился список политологов-американистов, и он не знал, что делать. Пришлось подсказать ему, что в таких вузах, как МГУ, МГИМО и ВШЭ есть неплохие пресс-службы. Успешный продюсер может стать отличным личным ассистентом и получать гораздо больше денег.

Оплата:

В регионах обычный продюсер, не хватающий звезд с неба, получает столько же, сколько и средние корреспонденты. Шеф-продюсеры имеют зарплату на уровне топовых ведущих и шеф-редакторов. Иногда корпункты федеральных каналов перекупают шеф-продюсеров местного ТВ, а иногда наоборот, амбициозные региональные фирмы предлагают классным продюсерам из корпунктов больше денег. Как правило, результаты всё равно зависят от общей системы координат в компании, и даже если вы пригласите звезду в болото - это будет болото со звездой, созвездием эта лужа не станет.

Итог

Работать продюсером сложно, это огромная нагрузка, нужно быть очень коммуникабельным мастером многозадачности. В перспективе вы можете вырасти до главного продюсера, с кучей телефонов и адресов самых влиятельных политиков и бизнесменов. А вот сможете ли вы воспользоваться этими связями - уже другой вопрос.