Немецкий романтизм и французская классика

12.01.2018


Андрей Бондаренко — представитель молодого поколения российских вокалистов. Будучи еще студентом Национальной музыкальной академии Украины им. П.И. Чайковского, он стал лауреатом Международного конкурса молодых оперных певцов им. Н.А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге (2006), а год спустя был зачислен в Академию молодых певцов Мариинского театра. В 2008 г. он получил лауреатское звание Всероссийского оперного конкурса им. Н. Обуховой в Липецке, в 2010-м — Международного конкурса им. С. Монюшко в Варшаве.

В том же году дебютом на Зальцбургском фестивале (в ансамбле с Анной Нетребко) началась международная карьера певца. Он участвовал в спектаклях Глайндборнского фестиваля и Кельнской оперы, давал сольные концерты в крупнейших концертных залах мира. В репертуаре певца — партии в операх как классического, так и современного репертуара.

Особое внимание заслуживает камерная концертная деятельность Андрея Бондаренко. В 2011 г., на международном конкурсе «Певец мира» в Кардиффе (Великобритания) молодой певец стал финалистом и получил специальную премию за исполнение камерной музыки (Song Prize). Как исполнитель песен и романсов, он гастролирует во многих странах Европы. Именно в этом качестве дебютирует Андрей Бондаренко в Большом театре.

Партнером певца в этот вечер будет Гэри Мэттьюмен — один из ведущих пианистов-концертмейстеров Великобритании. У него в активе работа на престижных международных конкурсах (королевы Сони в Осло, «Певец мира» в Кардиффе, конкурс исполнителей песни в Берлине), выступления и с молодыми певцами, и крупнейшими мастерами (среди которых Кири Те Канава, Суми Йо, Томас Аллен, Роберт Холл, Маркус Верба, Адам Плахетка и многие другие). Гэри Мэттьюмен участвует в программе Джета Паркера по подготовке молодых певцов театра Ковент-Гарден и преподает в Королевском музыкальном колледже Лондона.

Бондаренко и Мэттьюмен — уже давно сложившийся и хорошо слаженный дуэт. Они выступали вместе в Лондоне (Вигмор холл), Нью-Йорке (Карнеги холл), в Глазго, Норфолке и др.

В исполнении Андрея Бондаренко и Гэри Мэттьюмена прозвучат вокальные шедевры немецкого и французского романтизма. «Лебединая песня» — посмертный сборник Франца Шуберта, составленный друзьями композитора вскоре после его кончины. В него вошли шестнадцать песен, над которыми, предположительно, он работал незадолго до смерти. Особый интерес представляют шесть песен на стихи Генриха Гейне. Из всей немецкой романтической поэзии творчество Гейне, пожалуй, наиболее сильно привлекало музыкантов — многие его стихотворения были переложены на музыку десятки раз, переводились в качестве текстов песен на разные языки. Шуберт — один из первых композиторов, обратившихся к поэзии Гейне.

«Песни странствующего подмастерья» — первый вокальный цикл, проба пера молодого Густава Малера, только начинавшего дирижерскую и композиторскую карьеру. Сочинив музыку на собственные четыре стихотворения, Малер с шубертовской искренностью и, вместе с тем, с подлинно малеровской экспрессией раскрывает мир отвергнутой, страдающей от неразделенной любви поэтической души.

Влияния Шуберта не избежала и французская вокальная музыка, представляющая, тем не менее, другую грань музыкального романтизма.


Изящная, отточенная по форме лирическая миниатюра — таков обобщенный облик французской песни XIX — начала ХХ в. Наряду с популярнейшей «Элегией» Жюля Массне, на концерте прозвучат и менее известные произведения, принадлежащие Габриэлю Форе. Также будет исполнена вокальная музыка Мориса Равеля и Жака Ибера, вдохновленная образом Дон Кихота в исполнении Федора Шаляпина — для фильма Г.В. Пабста (1933).

Песни Равеля не были использованы в фильме, но им суждено было стать последней работой великого композитора, подобно тому, как образ Дон Кихота в звуковом фильме завершил творческую биографию великого русского певца.