История автомобилестроения Казахской ССР

Полноценного выпуска автомобилей в Казахстане не существовало. Не было своего автомобильного бренда, за исключением, пожалуй, попытки мелкосерийного производства внедорожников LAF 4101, созданного на агрегатах автомобилей ГАЗ. Тем не менее, в Казахстане автомобили делали. В основном это были особые версии серийных советских грузовиков и автобусов.

Одним из предприятий, которое можно упомянуть, был Алма-Атинский Ремонтно-Кузовной Завод, или АРКЗ. Одной из наиболее интересных моделей завода стал легкий автобус-кабриолет, получивший неофициальное прозвище «Босоножка» за характерное сходство внешнего вида с женской обувью. Была выпущена небольшая партия, после чего начались проблемы с тормозами, и автобусы сняли с производства.

АРЗ №2 совместно с АРКЗ наладили выпуск прицепов для городских автобусов на шасси грузовика ГАЗ-51. Прицепы присоединяли к автобусам ЗИС-155 в часы пик, что позволяло увеличить вместимость на 45 человек. Такие сцепки эксплуатировали в Алма-Ате, Шымкенте и Джамбуле.

В Алма-Ате позже вернулись к теме сочлененных автобусов. Сцепку сделали с использованием двух автобусов ЛиаАЗ-677М, причем каждое из звеньев представляло собой полноценный автобус с двигателем и коробкой передач. Такие сцепки известны как СМЕ.

В 90-е годы на мощностях Алма-Атинского Ремонтного Объединения №2 (тот самый АРЗ №2) началось производство городских автобусов ПАЗ-3205.

По заданию Министерства сельского хозяйства Казахской ССР Сайрамский РМЗ начал осваивать производство первой промышленной продукции – автобусов АМБО-03М на шасси ГАЗ-51А, которые по факту являлись пассажирской версией передвижных мастерских бытового обслуживания АМБО-03, выпускаемых в то время Опытно-механическим заводом им. Крючкова. В 1973 году им на смену пришла усовершенствованная модель на шасси ГАЗ-53А, получившая название «Казахстан-1».

Позже они начали производить автобусы-вахтовки ТС-3966 на шасси ГАЗ-53А и ТС-39661 на шасси ГАЗ-3307, получившие впоследствии название «Сайрам». Они были разработаны львовским институтом «ВКЭИавтобуспром». После развала СССР, когда Казахстан обрел свою независимость, выпуск вахтовок сошел на нет.

Кроме автобусов завод строил передвижные автобани на шасси ЗИЛ-131 и 157К, передвижные флюорографы и авторефрижераторы, а также разнообразные прицепы. К сожалению, переименованный в ОЭПО «Сайрам» завод не смог пережить 90-е и обанкротился в начале 2000-х.

Предприятие «Востокмашзавод» изготавливало особые подземные автобусы для работы в шахтах. Они имели шарнирно-сочлененную конструкцию и максимально простую конструкцию.

После развала СССР на Чимкентском авторемонтном заводе наладили отверточную сборку городских автобусов ЛиАЗ-5256. Было сделано несколько десятков таких автобусов, некоторые из которых оснастили дизельными двигателями с воздушным охлаждением Урал-744. Очень короткий промежуток времени эти силовые агрегаты выпускало другое предприятие из Казахстана — Кустанайский завод дизельных двигателей.

Опытно-механический завод им. Крючкова из Алма-Аты строил специальные фургоны для обслуживания населения в удаленных селах и аулах Казахстана. Их делали на базе УАЗ-452Д и ГАЗ-53А. На ГАЗоны ставились отдельные остекленные кузова фургонного типа (похожие на вахтовки), внутри которых обустраивались парикмахерские или мастерские по ремонту радиоаппаратуры либо ремонту обуви.

Мобильная парикмахерская АБО-05Р
Мобильная парикмахерская АБО-05Р

Еще одно предприятие — Алма-Атинский опытно-экспериментальный механический завод — выпускал фургоны дорожно-ремонтной службы на шасси ГАЗ-53А и ГАЗ-3307. Фургоны на стандартные шасси устанавливал Кокчетавский авторемонтный завод, а флюоромобили делало предприятие «Актюбрентген».