Классификации методов обучения персонала.

13.07.2018

Я, кстати, тоже поинтересовался у одного своего клиента, когда он задал мне вопрос о группах методов обучения, — зачем ему знания о классификации методов обучения если в интернете масса сведений о самих методах?

Он ответил, что при знании (или понимании) больших групп методов ему легче ориентироваться и осуществлять их подбор. Вполне вероятно, что это так. И если у Вас идет запрос на активные методы обучения, наверное, легче выбирать из уже существующего списка, чем самому определять, что к ним относится, а что не очень.

Прежде всего, давайте определимся, что такое классификация. Согласно самому распространенному определению — классификация — это распределение или разделение объектов, понятий, названий по классам, группам, разрядам, при условии, что в одну группу попадают объекты, обладающие общим признаком.

Т.е. существует определенный элемент противопоставления между объектами разных групп — или — или. Если нет общего признака, объекты не могут находиться в одной группе, если есть общий признак, они не могут быть в разных группах.

Мне хотелось бы привести в пример точку зрения очень уважаемого автора множества исследований в области обучения персонала, который представил, на мой взгляд очень неудачную классификацию методов.

В его исследовании сказано, что все многообразие методов обучения можно разбить на три большие группы:

1. традиционные.

2.методы активного обучения.

3. методы обучения на рабочем месте.

А теперь вернемся к определению и проанализируем данную классификацию. Даже не заглядывая вглубь групп, можно задать следующие вопросы: разве традиционные методы не могут быть активными? Разве активные не могут быть традиционными? Разве на рабочем месте не могут использоваться традиционные и активные методы? На первый взгляд, в этой классификации все смешано в одну кучу, любые существующие методы (за редким исключением) можно отнести к любой группе. Это ошибка.

Что же можно выделить в качестве основы для группирования методов обучения?

1. Форма обучения. Применительно к нашему случаю мы можем делить методы на внешнее и внутрифирменное обучение, индивидуальное или групповое обучение.

2.Цели обучения. Согласно данному критерию мы можем выделять адаптационное обучение (все методы, которые используются при подготовке новичков), для развития компетенции (ряд специалистов называют такое обучение компенсационным), решение непосредственных бизнес-проблем компании (существует, например, термин — симптоматическое обучение). Не полный перечень.

3. По продолжительности — краткосрочное и долгосрочное. Сегодня выделяют сверх краткосрочное (бизнес-сессии).

4. По степени активности — пассивные и активные. Возможно эта классификация скоро отойдет в прошлое, сегодня даже учебные заведения пытаются значительно сокращать количество пассивных методов обучения, а для обучения персонала их минусы давно очевидны.

5. По присутствию на рабочем месте. В этом плане выделяют методы обучения с отрывом от производства и без отрыва от производства. Не путайте с внешним и внутрифирменным обучением, поскольку последнее также может быть с отрывом от производства.

6. По новизне. В соответствии с быстрыми изменениями экономической реальности, методы обучения меняются тоже очень значительно, каждый год появляются все более новые, интересные, мобильные методы. Традиционно российские специалисты противопоставляли методы традиционные и активные. Но на мой взгляд, сегодня необходимо выделять методы традиционные (известные и используемые давно, вне зависимости от результата) и новые (новейшие), о которых я обязательно поговорю с Вами в ближайшем будущем.

Итак, мы обсудили с Вами основные классификации методов обучения персонала. Не боюсь повториться, что этот перечень не претендует на полноту, Вы можете добавлять и расширять его, если это поможет Вам в Вашей работе.

Но я понимаю своего клиента, о котором говорил выше — выделение классификаций позволяет глубже проанализировать сами методы, выделять существенные признаки, которые в дальнейшем помогут Вам более эффективно применять их на практике.

На этом все, ставьте палец вверх, подписывайтесь на мой канал КАК ПРОСТО и группы в социальных сетях, дальше будет еще интереснее.

Моя группа в ВК: https://vk.com/kanalkakprosto
Группа в телеграмме: https://t.me/kanalkakprosto
Так же читай еще мои статьи >>>ЖМИ>>>