Конкуренты в интернете: найти и обезвредить

Ни один бизнес не существует в вакууме – любой предприниматель вынужден конкурировать с «коллегами» по рынку. Спортсмены оценивают соперников – разбирают на запчасти их возможности и тактики. Онлайн-бизнесмены поступают аналогично – анализ конкуренции помогает увеличить шансы на победу в борьбе за покупателя.

Зачем анализировать конкурентов – 7 причин для оценки

Конкурентная разведка дает следующие возможности.

  • Увидеть свое место в отдельной рыночной цепочке. «Шпионаж» ведет к точке отсчета, позволяющей осознанно вскарабкаться вверх. Без понимания своих позиций легко оказаться на маркетинговом дне. Или, как минимум, на шаг позади основных участников рынка. Этого хватит, чтобы подарить потенциальных клиентов бизнес-соперникам.
  • Лучше понять потребности ЦА. Информацию об интересах своей аудитории чаще узнают другими методами. Однако, чем больше точек соприкосновения бизнеса с клиентами, тем полней оценочная картина. И в данном случае неважно, что бизнес чужой.
  • Найти новые каналы продвижения и оценить их перспективность в контексте своей ситуации. Допустим, вы и так генерируете трафик разными способами. Но всегда есть возможность увеличить охват ЦА. Конкуренты бывают отличными информаторами.
  • Улучшить коммуникацию с потребителями. Совершенствование отношений – бесконечный процесс. Разумно подсмотреть за другими игроками: как выстраивают диалог с клиентами они.
  • Избежать ошибок. Намного дешевле учиться на чужих неудачах, чем оплачивать лечение своего разбитого лба. Отзывы и комментарии о конкурентах – хороший источник идей для разработки собственного, более эффективного, маршрута.
  • Разработать или усовершенствовать УТП. Без оценки предложений соперников невозможно понять, чем вы отличаетесь от соседей по рынку. Понимание чужих УТП – шанс выделиться на фоне однотипных или менее привлекательных предложений.
  • Научиться генерировать идеи. Регулярный анализ конкурентной среды здорово вдохновляет на новые открытия, идеи более качественного позиционирования, продвижения и т. п.

Осознание необходимости анализа – лишь полдела. Важно знать, на что и как обращать внимание при мониторинге рынка.

Что анализировать

Аналитическая работа в каждом случае индивидуальна. Универсального метода и набора критериев нет. Но есть аспекты, общие для всех ситуаций.

Цены

Речь не только об очевидном сравнении собственного прайса с конкурентными. Конечно, более высокие цены при прочих равных или проигрыше на других фронтах – не способ завоевать клиента. Но этот параметр сложней, чем кажется.

Необходимо или желательно промониторить следующее:

  • насколько эластична ценовая политика других игроков – меняется ли она в зависимости от ситуации на рынке;
  • наличие или отсутствие рекламных акций, частоту их проведения;
  • совпадают ли цены конкурентов на их площадках и маркет-агрегаторах «Яндекса» и Google;
  • автоматизировано ли ценообразование на сайте и сторонних площадках.

В помощь маркетологам – специализированные сервисы. Например, PriceLabs – инструмент мониторинга цен на «Яндекс.Маркете».

Скорость реагирования на обращение клиента

Чем выше конкуренция, тем менее потребитель готов ждать ответа на свое обращение в компанию. Конкуренты заявляют, что перезвонят в течение 10 минут, но звонка нет и через полчаса? Неважная новость для их клиентов, но хорошая возможность для вас выделиться на фоне необязательных предпринимателей.

Общение менеджеров

Крупные бизнес-игроки России уже научились относительно сносно общаться с потребителями. Мастер-классы для персонала, разработка скриптов продаж, обучение навыкам работы с возражениями и прочие меры улучшения качества коммуникации с клиентом знакомы банковским служащим, операторам мобильной связи и т. п. Мелкие «едоки» рыночного пирога редко уделяют этому аспекту должное внимание: кто-то упускает его важность, а кто-то не имеет возможности выстроить прочную систему.

Пообщайтесь с менеджерами конкурентов. Посмотрите, насколько они вежливы и до какой степени заинтересованы в решении «вашей потребительской задачи». Это как раз тот случай, когда грубость, равнодушие и некомпетентность – не повод для расстройства. Тем легче будет вам завоевать рынок.

Качество услуг и продукции – на что обратить внимание

  • Соответствует ли заявленное качество продукции и сервиса реальным.
  • Как быстро доставляют товар.
  • Нет ли расхождений между декларируемой и фактической стоимостью доставки.
  • Радуют ли ваши конкуренты своих покупателей бонусами.
  • Насколько быстро и качественно они решают проблемы потребителей.

В одной компании клиенту доставят керамическую плитку к подъезду. В другой – бесплатно или за копейки ее поднимут на этаж. В третьей – еще и предоставят контакты нескольких проверенных и недорогих мастеров. Такие дополнительные услуги могут быть частью целого комплекса преимуществ.

Уникальное торговое предложение

УТП – один из важнейших инструментов для победы в условиях рынка. Выходить в среду конкурентной борьбы без уникального предложения – значит понадеяться на авось.

Вот как решила проблему предпринимательской серости некая компания из Санкт-Петербурга. Тем, кто делает у себя дома ремонт, она предложила бесплатно снять старые обои. Желающих нашлось много. Тех, кто после получения подарка отказался от платных услуг фирмы, единицы – не более 20 %.

Компаний с внятным УТП сейчас немного. Обычно «уникальные» предложения далеки от оригинальности. Сумеете привлечь покупателей чем-то особенным – сделаете серьезный шаг к коммерческому успеху. Универсальный ход конем – дать людям что-то качественное бесплатно. Этот закон вселенной работает безотказно: чтобы что-то ценное получить, нужно прежде что-то ценное отдать.

Репутация

В анализ конкурентов следует включить мониторинг мнений потребителей о ваших соперниках. Еще полезней оценить, как воспринимают вашу компанию в Сети. Лучше всего проанализировать и сравнить свои репутационные позиции с положением всех значимых участников рынка. Для бизнеса губительно выглядеть хуже других игроков. Анализируют репутацию вручную и с помощью специализированных сервисов.

Не рекомендуем сильно радоваться наличию негативного информационного фона вокруг конкурентов или малому количеству упоминаний о них. Лучше вплотную заняться формированием собственной хорошей репутации.

Активность в интернете и рекламные каналы

Оценивая активность конкурентов в интернете, необходимо обращать внимание на ряд следующих аспектов.

Сайт

Сайты конкурентов дают массу пищи для размышлений. Присмотритесь.

  • Удобны ли площадки.
  • Какой контент представлен на сайте? Какова частота публикаций в блоге? Оцените качество материала и реакцию ЦА на него.
  • Насколько полно отвечают ресурсы на вопросы пользователей?
  • Возможно ли с первого взгляда понять, что предлагает лендинг?
  • Оцените магазин. Рассчитайте время, которое уходит на поиск нужного продукта, и количество шагов к оформлению заказа.

По возможности сделайте лучше.

Социальные сети

И снова ряд вопросов.

  • В каких соцсетях представлены ваши конкуренты?
  • Насколько релевантна их SMM-активность запросам ЦА?
  • Сегментируется ли ЦА?
  • Периодичность публикаций.
  • Каковы количественные результаты социально-медийной деятельности (число постов, лайков, комментариев).
  • Работают ли конкуренты с негативом?
  • Насколько они вовлечены в общение с аудиторией?
  • Насколько велик потенциал каждой соцсети в контексте вашего бизнеса и в какой мере потенциал реализовали другие игроки?

Email-маркетинг

Если конкуренты предлагают подписку на рассылку, обязательно подпишитесь и анализируйте.

  • Приходят ли письма.
  • Какая периодичность рассылки.
  • Есть ли маркетинговая последовательность писем.
  • Насколько интересен и полезен контент для ЦА.
  • Насколько заголовки релевантны содержанию писем.
  • Появляется ли желание кликнуть по заголовку письма, перейти на сайт.
  • Какой сервис рассылок используется.
  • Адаптированы ли письма и сайты под мобильные устройства.

SEO

Органическая поисковая выдача имеет огромное значение при ведении бизнеса в Интернете. Поэтому необходимо проанализировать позиции сайтов конкурентов и определить ряд базовых параметров. Эта информация помогает укрепить собственное положение в «органике».

Контекстная и таргетированная реклама

Специализированные сервисы подсказывают, по каким запросам рекламируются ваши конкуренты, позволяют примерно оценивать их рекламный бюджет и трафик. Вручную выполнить анализ конкурентоспособности такого типа сложно – контекстологи могут таргетироваться так, чтобы исключить попадание объявлений в поле вашего зрения.

Если у «коллег по цеху» настроен ремаркетинг, вскоре вы это увидите. Догоняющая реклама на партнерских площадках поисковиков – еще один аспект, на который стоит обратить внимание. То же касается и «таргета» в социальных сетях.

Прочие виды сетевой активности

К нестандартным методам интернет-продвижения можно отнести:

  • вирусный видеоконтент;
  • продвижение услуг и продуктов через собственные тематические ресурсы, которые позиционируются, как независимые;
  • партизанский маркетинг;
  • черный PR и др.

Заключение

Пренебрегать разведывательной деятельностью в отношении конкурентов – означает пустить развитие своего дела на самотек. Результатом тщательного анализа становится солидный объем информации, помогающий найти свою особенную нишу. Систематизированные данные наглядно показывают, в каком направлении двигаться. А определение ориентиров – одна из главных задач любого бизнеса.