Лишние покупки: 7 шагов к свободе

Лишние покупки делают все. Это видно по нашим шкафам, холодильникам, балконам и - к сожалению - по нашим корзинам для мусора. Если здравый смысл проигрывает консьюмеризму, а сила воли не помогает, надо призывать на помощь психологию. Почему мы тратим деньги на то, чем не пользуемся, и как перестать уже это делать?

Шаг 1: осознать ценность

Пока ребенок не знает, что такое деньги, сколько их бывает, откуда они берутся и куда потом деваются, выражение “ценность денег” или "ценность вещи" будет для него пустым звуком. Вырастая, мы постепенно начинаем понимать, о чем речь. Иногда бывает так, что умом мы вроде выросли и знаем, что деньги не падают с неба, а зарабатываются. Но внутренне мы "не доросли" до принятия этого знания, до того, чтобы оно действительно было усвоено нами, прочувствованно. Подсознательно мы не относимся к деньгам серьезно, по-взрослому.

Вариантов необъективного отношения к деньгам множество. Мы можем считать их чем-то грязным, или незначительным, можем недооценивать или презирать. Можем бояться денег и злиться на них. Весь этот коктейль хранится в подсознании, то есть мы можем не отдавать себе отчета в том, как на самом деле, в глубине души мы относимся к деньгам. Как люди обычно поступают с чем-то грязным или неважным? Правильно, стремятся избавиться, не ценят, с легкостью расстаются. Бессмысленные траты можно остановить, для этого надо остановить отрицание значимости денег.

Если сомневаетесь, что по-настоящему знаете ценность денег, и думаете, что это влияет на ваше покупательское поведение, изучите этот вопрос. Исследуйте, что для вас деньги, с чем они ассоциируются у вас, как вы в глубине душе к ним относитесь. Это проявление внимания - деньги обязательно это оценят и ответят вам взаимностью.

Шаг 2: измерить по-другому

Стоимость вещи можно измерять по-разному. Самый очевидный вариант - в деньгах. Например, “сапоги стоили ползарплаты”. Второй способ - во времени жизни: “мне полгода надо работать, чтобы накопить на этот отпуск”. Время - это невосполнимый ресурс. Деньги можно заработать, а потраченного на работу времени никто и никогда не вернет, оно ушло навсегда. Если мерить стоимость покупки во времени, она приобретает совсем другую ценность, обычно большую, чем если мерить ее в рублях. Готовы ли вы отдать две недели жизни за третье черное платье?

Если время для вас важнее денег, посчитайте стоимость своего рабочего часа. И все ценники на крупные покупки переводите из рублей в часы.

Шаг 2: посмотреть шире

Помимо времени и денег, можно оценивать ценность вещи через то, сколько природных ресурсов было потрачено на ее производство. При таком подходе, покупать лишнее или ненужное - это поддерживать неразумное или бездарное использование невосполнимых ресурсов. Покупать то, что можно не покупать, также означает увеличение количества мусора. Старую вещь, которая могла бы еще послужить, теперь, когда есть новая, придется выкинуть. Если старое еще работает, то покупать новое - это по-настоящему дорогое удовольствие, причем для всей планеты.

Если Вам близко экологичное мышление, вспоминайте об объемах мирового мусора каждый раз, когда в магазине ваша рука потянется за чем-то, без чего можно обойтись.

Шаг 3: преодолеть инфантильность

Инфантильный потребитель действует иррационально, он подвержен внезапным импульсам и сиюминутным желаниям. Его покупки эмоциональны, он перегружен имеющимся выбором и забывает о существующих объективных ограничениях, вроде размера шкафа или месячного бюджета. Инфантильный потребитель - это ребенок в магазине игрушек. Он забывает, что дома уже есть еще три точно таких же игрушки, и не считается с тем, что родителям эта “хотелка” не по карману. И закатывает истерику - и рациональным доводам до него уже не достучаться.

Что делать, если вы знаете за собой склонность к спонтанным приобретениям? Побудьте Сдерживающим Родителем для себя самого: объясните себе, как истерящему ребенку, что такое бюджет, от всего сердца пожалейте себя, что вынуждены себе же отказать в покупке.

Шаг 4: прикрыть гештальт

Если в детстве или в подростковом возрасте пришлось столкнуться с бедностью, с необходимостью во всем себя ограничивать или жить очень и очень скромно, во взрослом возрасте психика может остаться под властью этих фантомов из прошлого. На смену этапу "голода" - когда нет денег на то, чтобы покупать необходимое, не говоря уж о желаемом - приходит этап "обжорства". Обжорство - это необдуманные, нерациональные, часто ненужные покупки. При “обжорстве” удовольствие от трат связанно не столько с качеством, сколько с количеством купленного.

Пока мы “голодали”, в психике сформировались желания и потребности, которые долгое время никак не удовлетворялись. Некоторые из них осознаются - “вырасту, заработаю и куплю белые сапожки, как у соседской Маши”. Некоторые остаются в нашем бессознательном и их не так просто сформулировать. Например, “я хочу одеваться лучше всех” или “у меня будет все”. Безудержное потребительство, “обжорство”, позволяет удовлетворить эти потребности и желания, особенно те, которые мы сами не очень осознаем. И, конечно же, можно случайно закрыть гештальт - купить те самые белые сапожки, не очень-то понимая, почему именно к ним потянулась рука.

Что делать, если покупочный гештальт никак не хочет закрываться? Фокусироваться на здесь и сейчас: что за желание руководит вашим поведением в данный момент? Это нужно мне-сегодняшнему или мне-ребенку? Эта вещь мне нужна сейчас, или я хочу что-то кому-то доказать с помощью этой покупки?

Шаг 5: расхламиться

Любой обжора рано или поздно начинает страдать от последствий своего “переедания”. В шкафу ничего не помещается, одежда скапливается, как лишние килограммы в месте, где раньше была талия. Дом захламлен ненужными вещами, как организм - едой, которую он не успевает переварить.

Если периодически устраивать большую чистку - и избавляться от того, что не пригодилось, можно увидеть разом, сколько всего ненужного мы приобрели. И ведь в этой огромной куче законсервированны наши деньги и наше время! Их оттуда уже не достать, ведь даже если что-то продавать, то сама процедура перепродажи будет продолжать поедать наше время. Если кучу фотографировать и иногда посматривать на фото, можно помочь себе избежать лишних трат. Как с тортиком - посмотришь на себя в зеркало и будет легче отказаться от второго кусочка.

Шаг 6: найти удовольствие

Покупки - это “быстрые углеводы”: конфетка вкусная, но энергии от нее хватает не надолго. Рано или поздно новые покупки перестают приносить удовольствие. Если съесть десять пирожных подряд, десятое никогда не будет таким вкусным, как самое первое.

Чтобы перестать отдавать столько времени, сил, денег, эмоций и внимания потреблению и нужно перейти на “рациональное питание”. Для этого надо искать “долгие углеводы” - другие источники энергии и удовольствия, более надежные и более здоровые. Ограничить консьюмеризм - это перейти на правильную шоппинг-диету. С одной стороны, “не голодать”, то есть не отказываться от того, что действительно нужно, с другой - не приобретать ничего, что не можешь “переварить”.

Шаг 7: прислушаться к себе

Мы покупаем товары, чтобы удовлетворить свои нужды. Гамбургер удовлетворяет голод, новое секси-платье - желание быть привлекательной и быть разной. Чтобы увеличить продажи, реклама не только обращается к тем потребностям, которые у нас уже есть, но и создает новые. Когда новую потребность начинает испытывать большое число людей, к рекламе присоединяется голос общественного мнения.

Под двойным давлением человек не успевает задуматься, нужно ли ему это, хочется ли ему этим пользоваться. Навязанное “хочу” начинает восприниматься как истинное, свое собственное, и моментально превращается в “надо” - в “надо купить”. Например, некоторые мужчины охотно отказались бы от автомобиля, если бы не боялись, что без него снизится их социальный рейтинг: “Как, тебе тридцать и у тебя нет машины? Наверное, ты плохо зарабатываешь и с тобой что-то не так”.

Что делать? Учиться отделять свои собственные, аутентичные, природные потребности от тех, что навязываются извне.