Чувство вины. Как им управлять?

07.01.2018

Абсолютно все, что делает человек, управляется корой его головного мозга (а не подкоркой, как говорят некоторые не совсем сведущие лица). Но только часть этой деятельности мы осознаем - то есть можем обозначить словами, сказать об этих действиях и описать их на бумаге. Это наше сознание. И если сознание определяет наш интеллект, то бессознательное отвечает за биологическое существование и создает необходимые условия для существования интеллекта. Соотношение сознания и бессознательного у человека весьма любопытно: еще в шестидес ятые годы ученые обратили внимание, что для обеспечения всей интеллектуальной деятельности человеку необходимо всего 1-4% объема головного мозга. Спрашивается, чем же занята тогда остальная часть? А она работает исключительно на обеспечение бессознательного.

Человек по своей биологической сути - хищник. А убийство для хищника - дело естественное. Но теперь представьте, что было бы, если бы все мы начали друг друга убивать? История человечества закончилась бы еще в каменном веке. Поэтому в качестве своеобразного наказания за асоциальное поведение в ходе эволюции на 'коллективно-бессознательном' уровне сформировалось чувство вины.

Но тогда получается, что это чувство полезно и совсем не надо его изживать? Так-то оно так, да не совсем.

Порой детям, как только они подрастут и начинают представлять, откуда берутся дети, мама (а то и другие родственники) рассказывают в красках, с каким трудом он маме достался, как тяжело она носила беременность, как при его появлении на свет мучилась и страдала, сколько перенесла неприятностей - мол, все для того, чтобы дать тебе жизнь!

Получается что ребенок виноват уж тем, что родился. Понятно, что он не имел никакого злого умысла в отношении матери, и совсем не планировал причинить ей боль. Но ребенок-то чем виноват? Ему в таком случае надо чуть ли не спасибо сказать, что он сумел родиться вопреки всему. Но к сожалению, глубинная причина таких поучений в другом: родители (и чаще всего мама) на самом деле просто хотели иметь живую игрушку, а получилась самостоятельная личность, которая их не устроила. Поэтому подобным чувством вины мать пытается привязать ребенка к себе, превратить в неодушевленный предмет, покорный родительской воле, чтобы легче было им манипулировать, потешая свое стремление поиграть в дочки-матери.

"Вина" поле падения социального статуса.

Ощущение этой вины формируется, как правило, после кризиса, потери работы и тому подобных неприятностей. Человек убежден, что его уволили не из-за общего сокращения, а потому, что именно он такой нехороший, не умеет понравиться начальству; что мало получает он не потому, что не собрался с духом поменять работу, а оттого, что ему нигде много не дадут: Совсем 'хорошо', если и родственники начинают обвинять его во всех подобных грехах. Но здесь как раз наиболее важна позитивная поддержка - чтобы хоть кто-то верил в твои силы и возможности!

"Вина" жертвы изнасилования

К сожалению, в подавляющем большинстве случаев разговор об изнасиловании так или иначе завершается выводом по принципу 'сама виновата'. А на самом деле - можете ли вы судить, почему жертва вышла в одиночку на улицу поздней ночью, по какой причине приняла приглашение сесть в подозрительную машину? Почему не смогла физически за себя постоять - может быть, потому, что просто не может ударить человека? Более того, жертвы изнасилований, если остались в живых, нередко сами лишают себя жизни - именно из-за чувства вины, а не потому, что им тяжело пережить сам факт насилия. У них просто не хватает сил дальше жить под гнетом всеобщего порицания: А на самом деле те, кто пытается повесить чувство вины за насилие на жертву, скорее всего таким образом стремятся избежать обвинений в собственной беспомощности.

"Вина" после смерит близкого человека

Здесь возникает, если можно так выразиться, целый букет разновидностей чувства вины. И переживания, что ты сам косвенно виновен в смерти (к примеру, плохо ухаживал за больным); и страдания, что перед смертью вы не смогли прийти и попрощаться 'как следует' и особенно гнетущее чувство возникает после самоубийства близкого человека - особенно если он в последней записке впрямую вас обвинил: А на самом деле вашей вины ни в каком случае нет. У вас же не было умысла убивать, да вы даже бессознательно не желали этой смерти - особенно если не пришли попрощаться: ведь вы и не подумали, что человек может умереть, более того, в глубине души были уверены, что с ним будет все в порядке. И даже если вы в сердцах пожелали кому-то, извините, 'Чтоб ты сдох', а назавтра этот человек попал под машину или у него случился инсульт - вам тоже не в чем себя винить. Разве вы Господь Бог, что люди умирают только по вашему желанию? Кстати о Боге. Уже много лет тянется конфликт священников и психоаналитиков. Потому что психоанализ признает, что никакие мысли, в том числе и подспудное желание кому-то смерти, не являются проступком, а священники считают, что даже мысли могут быть грехом. Да, обществу в целом в принципе нужна такая догма о греховности мысли и соответствующее чувство вины - хотя бы потому, что у некоторых людей от мысли до действия один шаг (и этот шаг может быть сделан даже бессознательно). Но с точки зрения биологии человеку бессознательно чуть ли не должно хотеться тех или иных вещей, направленных на его приземленное, животное благо - в том числе и смерти того, кто стоит у этого блага на пути. И задача психоаналитика - помочь человеку избавиться от чувства вины за эти мысли, а также помочь найти выход из проблемы, которая такие мысли вызвала.