Джулия Кэмерон. Путь художника (1992)

Про Джулию Кэмерон (Julia Cameron, род. 1948, Иллинойс, США) в американской версии википедии написано, что она — учитель, поэтесса, художница, сочинитель, драматург, романист, сценарист, режиссер, композитор и журналист впридачу. У нас она известна как автор книг, посвященных творческим способностям человека, самая популярная из которых — "Путь художника", написанная в 1992-ом и переведенная на русский в 2006-ом году.

Основной тезис "Пути художника" в том, что креативность — фундаментальное качество человеческой натуры, главный духовный путь самореализации и выхода за рамки привычного мировосприятия. Книга представляет собой практический курс, рассчитанный на 12 недель ежедневных занятий, по результатам которых предполагается разбудить в себе творца и обнаружить хоть какой-нибудь талант. Джулия предлагает разнообразные упражнения, которые должны всему этому поспособствовать.

Одно из них —"утренние страницы". За время победоносного шествия "Пути художника" по книжным магазинам, увлечение ими покорило весь мир, появилось множество порталов, посвященных их писанию и обсуждению.

Что же такое утренние страницы и зачем их писать по версии автора упражнения?

Первое, о чем говорит Джулия, это о возможности выплеснуть негатив и забыть, или хотя бы отвлечься от него, чтобы не отвлекал от вещей более насущных:

"Иногда утренние страницы содержат красочные описания, однако чаще всего они полны негатива, будто склеены из жалости к себе, повторений, напыщенности, ребячества, злобы или монотонной бессмыслицы, а то и откровенной глупости. Вот и замечательно! /.../ Вся эта чепуха, состоящая из злости и уныния, которую вы записываете по утрам, и есть то, что мешает вам творить. Переживания насчет работы, грязного белья, вмятины на машине, странного взгляда любимой – все это клубится где-то на уровне подсознания и портит настроение целый день. Выплесните все на бумагу."

Дальше о противостоянии мышления логического и образного, и о необходимости раскрепостить второе:

"Утренние страницы отучат вас осуждать себя и позволят просто писать. Что с того, что вы устали, раздражены, подавлены и не можете сосредоточиться? Ваш внутренний художник – ребёнок, которого пора кормить. Утренние страницы – его пища, так что действуйте."
"К чему вся эта болтовня о логическом мышлении и образном? Да к тому, что утренние страницы учат логическое мышление отступать и дают возможность образному порезвиться."

Затем о вреде, что причиняет внутренний Цензор и о необходимости заглушить его голос внутри себя:

"Утренние страницы действительно уводят нас «на ту сторону» – страха, пессимизма, перемены настроений. А самое главное, они уводят нас туда, где Цензору нас уже не достать. Именно там, где уже не слышно его болтовни, мы находим безмолвное уединение и можем внимать тому еле уловимому голосу, который одновременно принадлежит и нашему Создателю, и нам самим."
"Цензор – это атавизм, рудимент того мышления, основной задачей которого было выжить. Именно он принимал решения о том, не слишком ли опасно выходить из лесу на незащищенные луга. Теперь же наш Цензор высматривает опасных чудищ на наших творческих лугах. Любая оригинальная мысль может показаться ему опасной.
Ему нравятся только те фразы, картины, скульптуры, фотографии, которые он уже не раз встречал. Безопасные фразы. Безопасные картины. Никаких экспериментальных мазков, завитков и метафор. Прислушайтесь к своему Цензору, и он расскажет вам, что все необычное неверно, опасно и отвратительно.
У кого не начнется ступор, если каждый раз, выбираясь на новую, нехоженную территорию, слышать, как кто-то (Цензор) начинает смеяться над тобой? Утренние страницы научат вас не обращать внимания на эти насмешки, и Цензор в конце концов отвяжется."

В итоге Джулия приходит к сравнению с медитацией. Ее резюме о смысле и духе медитативных практик, какую бы форму они не приняли:

"Возможно, вам пойдет на пользу воспринимать такое занятие как медитацию. Конечно, с виду это разные вещи. Кроме того, может быть, вам совсем непривычна медитация. Страницы кому-то покажутся далекими от духовности и умиротворенности – скорее в них много мелочного и отрицательного по настрою. И тем не менее они действительно представляют собой форму медитации, которая углубляет наше понимание себя и помогает изменить жизнь."
"Мы медитируем, чтобы отыскать самих себя и свое место на карте Вселенной. Благодаря медитации мы обретаем и в конце концов осознаем связь с нашим внутренним источником сил, способных повлиять на окружающий мир. Другими словами, медитация дает нам не только свет прозрения, но и силы воздействовать на внешнюю среду.
Прозрение – утешение для разума. Сила же слепа и способна как разрушать, так и созидать. Только научившись их осознанно совмещать, мы начинаем ощущать себя творческой сущностью. Утренние страницы помогают установить духовную «радиосвязь» с нашим внутренним творцом. Именно поэтому они являются духовной практикой.
Утренние страницы составляют карту нашего внутреннего мира. Без них наши мечты остались бы terra incognita. Знаю это на собственном примере. Использование их позволяет сочетать проникновение в суть вещей с силой совершать внешние изменение. И тогда уже трудно день за днем, месяц за месяцем жаловаться на жизнь, не пытаясь как-то действовать. Страницы выводят нас из отчаяния к таким решениям, о которых мы даже не помышляли.
Каждый, кто добросовестно будет их вести, найдет связь с внутренним источником мудрости."

Также Джулия анализирует собственный многолетний опыт написания утренних страниц и опыт людей, которым она предлагала их в качестве упражнения:

"И ещё: утренние страницы годятся для художников, скульпторов, поэтов, актеров, адвокатов и домохозяек. Для всех, кто хочет попробовать себя в творчестве. Не думайте, что это занятие исключительно для писателей. Адвокаты, которые начали использовать этот метод, клянутся, что стали успешнее выступать в суде. Танцоры говорят, что теперь им проще поддерживать равновесие – и не только душевное. Кстати, именно писателям, которые никак не могут избавиться от прискорбного желания написать утренние страницы, вместо того, чтобы просто и бездумно водить рукой по бумаге, сложнее всего почувствовать их пользу. Скорее они ощутят, что другие их тексты становятся намного свободнее, шире по охвату и легче рождаются."

Сильнее Джулии Кэмерон и ее успеха меня восхищает лишь Марла Силли и ее " Школа Флайледи: Как навести порядок в доме и в жизни". Мне кажется, надо быть исключительно талантливым человеком, чтобы суметь заработать на чем-то вроде обучения домохозяек уборке.