Зверь с человеческим лицом. Краеугольный камень природной фотографии.

15 March

В ходе обсуждений предыдущих статей про выбор и сравнивание фотографий очень явно прозвучало мнение, что антропоморфный фактор один из важнейших, при оценке человеком природной фотографии. Иными словами чем больше снимаемый объект проявляет человеческого, чем больше в кадре отсылки к нашей с вами жизни, тем лучше будет восприятие. Большей аудитории понравиться этот кадр. Причем не важно на сколько реально это проявление, или же просто удачный ракурс или момент поймал фотограф.

Вот возьмем очень хорошо известные примеры фотографий Николая Зиновьева с конкурса Золотая Черепаха
Вот возьмем очень хорошо известные примеры фотографий Николая Зиновьева с конкурса Золотая Черепаха
Зверь с человеческим лицом. Краеугольный камень природной фотографии.
Вот возьмем очень хорошо известные примеры фотографий Николая Зиновьева с конкурса Золотая Черепаха
Зверь с человеческим лицом. Краеугольный камень природной фотографии.
Вот возьмем очень хорошо известные примеры фотографий Николая Зиновьева с конкурса Золотая Черепаха
Зверь с человеческим лицом. Краеугольный камень природной фотографии.
Вот возьмем очень хорошо известные примеры фотографий Николая Зиновьева с конкурса Золотая Черепаха

Ну и как неутешительное следствие для всех кто снимает рыб или рептилий, они всегда на конкурсах будут проигрывать зверям и птицам, у которых куда более выразительная, а значит более близкая нам, мимика.

Тут, надо сказать, есть не все так просто. Конечно такой эффект есть, и он довольно сильный. Чтобы попробовать быть беспристрастным в выборе фотографий нужно приложить существенные усилия, стараясь каждое свое суждение и вывод проверять, пытаясь понять на основании чего он был сделан.

Попробуйте для каждой фотографии подобрать эмоцию. На сколько именно она влияет на восприятие данной фотографии? Здесь к примеру застенчивость... Хотя мы конечно понимает, что на самом деле ее нет
Попробуйте для каждой фотографии подобрать эмоцию. На сколько именно она влияет на восприятие данной фотографии? Здесь к примеру застенчивость... Хотя мы конечно понимает, что на самом деле ее нет
Зверь с человеческим лицом. Краеугольный камень природной фотографии.
Попробуйте для каждой фотографии подобрать эмоцию. На сколько именно она влияет на восприятие данной фотографии? Здесь к примеру застенчивость... Хотя мы конечно понимает, что на самом деле ее нет
Зверь с человеческим лицом. Краеугольный камень природной фотографии.
Попробуйте для каждой фотографии подобрать эмоцию. На сколько именно она влияет на восприятие данной фотографии? Здесь к примеру застенчивость... Хотя мы конечно понимает, что на самом деле ее нет
Зверь с человеческим лицом. Краеугольный камень природной фотографии.
Попробуйте для каждой фотографии подобрать эмоцию. На сколько именно она влияет на восприятие данной фотографии? Здесь к примеру застенчивость... Хотя мы конечно понимает, что на самом деле ее нет
Зверь с человеческим лицом. Краеугольный камень природной фотографии.
Попробуйте для каждой фотографии подобрать эмоцию. На сколько именно она влияет на восприятие данной фотографии? Здесь к примеру застенчивость... Хотя мы конечно понимает, что на самом деле ее нет

А второй момент заключается в том, что эта привязанность/предвзятость (которая антропоморфизм) происходит просто из-за того, что мы видим и оцениваем больше всего в течении нашей жизни. То есть для жителей крупных мегаполисов эффект должен быть более сильный, а если заставить оценивать фотографии условного Маугли, то все и вовсе будет наоборот. Ему-то животные будут ближе и понятнее.

И в результате у нас получилась прямо памятка для организаторов конкурсов природной фотографии, кого лучше привлекать в качестве жюри. Дело не в том чем человек занимается (по крайней мере в данный момент) и не в том как он сам фотографирует/пишет/изучает. Дело в том что и в каких масштабах он видит. На сколько широко и равномерно его восприятие(в первую очередь визуальное), и контроль за собственным процессом мышления.

Зайцы почти всегда выигрывают у скажем птиц, и тем более у рыб. Хотя и технически и в плане момента, который был передан фотографии могут быть очень близки. Кстати не только у птиц. Но и у многих млекопитающих.
Зайцы почти всегда выигрывают у скажем птиц, и тем более у рыб. Хотя и технически и в плане момента, который был передан фотографии могут быть очень близки. Кстати не только у птиц. Но и у многих млекопитающих.
Зверь с человеческим лицом. Краеугольный камень природной фотографии.
Зайцы почти всегда выигрывают у скажем птиц, и тем более у рыб. Хотя и технически и в плане момента, который был передан фотографии могут быть очень близки. Кстати не только у птиц. Но и у многих млекопитающих.
Зверь с человеческим лицом. Краеугольный камень природной фотографии.
Зайцы почти всегда выигрывают у скажем птиц, и тем более у рыб. Хотя и технически и в плане момента, который был передан фотографии могут быть очень близки. Кстати не только у птиц. Но и у многих млекопитающих.
Зверь с человеческим лицом. Краеугольный камень природной фотографии.
Зайцы почти всегда выигрывают у скажем птиц, и тем более у рыб. Хотя и технически и в плане момента, который был передан фотографии могут быть очень близки. Кстати не только у птиц. Но и у многих млекопитающих.

Условно говоря, образованный и опытный лесник может быть лучше для природного конкурса, нежели чем редактор журнала, кабинетный ученый или фотограф-победитель, который снимает два раза в год в отпуске.

Более того, у этого определения есть и продолжение. Дело в том, что проводя конкурсы и фестивали, печатая фотографии в журналах, снимая кино мы создаем некий стереотип, или образ. Ведь для многих этот объем визуальной информации о природе будет основополагающим. Именно так большинство будет воспринимать природу, за неимением собственного серьезного опыта взаимодействия.

Фотографии Алексея Волкова, из его блога, с прошедшей этой зимой Первозданной России. Вот примерно так люди знакомятся с дикой природой) Это всего лишь иллюстрация, и я заранее приношу извинения, если кто увидел здесь себя.
Фотографии Алексея Волкова, из его блога, с прошедшей этой зимой Первозданной России. Вот примерно так люди знакомятся с дикой природой) Это всего лишь иллюстрация, и я заранее приношу извинения, если кто увидел здесь себя.
Зверь с человеческим лицом. Краеугольный камень природной фотографии.
Фотографии Алексея Волкова, из его блога, с прошедшей этой зимой Первозданной России. Вот примерно так люди знакомятся с дикой природой) Это всего лишь иллюстрация, и я заранее приношу извинения, если кто увидел здесь себя.
Зверь с человеческим лицом. Краеугольный камень природной фотографии.
Фотографии Алексея Волкова, из его блога, с прошедшей этой зимой Первозданной России. Вот примерно так люди знакомятся с дикой природой) Это всего лишь иллюстрация, и я заранее приношу извинения, если кто увидел здесь себя.
Зверь с человеческим лицом. Краеугольный камень природной фотографии.
Фотографии Алексея Волкова, из его блога, с прошедшей этой зимой Первозданной России. Вот примерно так люди знакомятся с дикой природой) Это всего лишь иллюстрация, и я заранее приношу извинения, если кто увидел здесь себя.
Зверь с человеческим лицом. Краеугольный камень природной фотографии.
Фотографии Алексея Волкова, из его блога, с прошедшей этой зимой Первозданной России. Вот примерно так люди знакомятся с дикой природой) Это всего лишь иллюстрация, и я заранее приношу извинения, если кто увидел здесь себя.
Зверь с человеческим лицом. Краеугольный камень природной фотографии.
Фотографии Алексея Волкова, из его блога, с прошедшей этой зимой Первозданной России. Вот примерно так люди знакомятся с дикой природой) Это всего лишь иллюстрация, и я заранее приношу извинения, если кто увидел здесь себя.
Зверь с человеческим лицом. Краеугольный камень природной фотографии.
Фотографии Алексея Волкова, из его блога, с прошедшей этой зимой Первозданной России. Вот примерно так люди знакомятся с дикой природой) Это всего лишь иллюстрация, и я заранее приношу извинения, если кто увидел здесь себя.
Зверь с человеческим лицом. Краеугольный камень природной фотографии.
Фотографии Алексея Волкова, из его блога, с прошедшей этой зимой Первозданной России. Вот примерно так люди знакомятся с дикой природой) Это всего лишь иллюстрация, и я заранее приношу извинения, если кто увидел здесь себя.

В результате ситуация усугубляется. Мнимая сторона превалирует на реальной. В качестве иллюстрации этого позволю себе привести здесь комментарий к моей статье про лучшие фотографии медведей, Анатолия Кочнева, человека, который действительно очень много времени провел изучая животных на Чукотке : " Интересно, но не про медведей, увы... Всегда хочется видеть запечатленным что-то новое в поведении зверей, их образе жизни. Но таких снимков среди победителей я выделил бы 3-4, не более... "
А ведь там были десятки действиетльно лучших фотографий медведей, с самых престижных международных конкурсов.

Зверь с человеческим лицом. Краеугольный камень природной фотографии.
Зверь с человеческим лицом. Краеугольный камень природной фотографии.
Зверь с человеческим лицом. Краеугольный камень природной фотографии.
Зверь с человеческим лицом. Краеугольный камень природной фотографии.
Зверь с человеческим лицом. Краеугольный камень природной фотографии.

Выходит даже там мы тешем свое "я", ни сколько не думая о том, кого мы снимаем?

А ведь если вспомнить основные правила, например, из портретной фотографии - там самое важное понять и попробовать передать внутреннее состояние. А для этого нужен контакт и доверие между фотографом и тем, кого он снимает. Поверьте, для природной фотографии все точно так же...

На память приходит история Джима Бранденбурга (Jim Brandenburg), одного из лучших фотографов дикой природы. Он год прожил один в лесу, рядом со стаей волков, делая всего одну фотографию в день. При чем он это делал не для работы, а для себя. (До этого он был фото-репортер и снимал людей).
Но эта общность с волками, осталась с ним навсегда. В альбоме лучших фотографий дикой природы прошлого века, два его кадра волков.

Зверь с человеческим лицом. Краеугольный камень природной фотографии.

Как видим у нас возникает дилемма. Для кого и ради чего мы делаем фотографии? На сколько допустимо превалирование собственного я, в фотографиях природы?
И как вы думаете - было ли так всегда или это тенденция последних лет? И не связано ли это с процессами происходящими у нас , людей. Перенаселением, постоянной нехваткой времени, проблемами с живым общением и так далее?

Да это больше не про фотографию, а про нашу жизнь. Но на самом деле одно от другого отделить нельзя. А если можно, то разве это фотография?