Апрель зовет в круиз

Считанные недели остаются до открытия летней пассажирской навигации. На Москве-реке она стартует 24 апреля. И дальше ритм «сердца страны» распространится на всю систему водных артерий. Близкое начало круизного сезона — повод поговорить о его перспективах, о том, что сегодня ожидает туристов и на что нужно обратить внимание, чтобы их отдых на воде стал более комфортным.

Кто разбудит москвичей

Наша газета постоянно рассказывает о развитии внутреннего водного туризма, который в последние годы по ряду известных причин привлекает все больше россиян. Активную роль в этом играет информационная политика отечественных туроператоров. Свой продукт ведущие круизные компании продвигают на крупнейших деловых площадках страны, а также «идут в народ».

Одной из них, например, является традиционная Московская международная туристическая выставка MITT, в 26-й раз прошедшая в середине марта в ЦВК «Экспоцентр». Экспозиция ключевого события для туристского рынка России заняла шесть павильонов и залов выставочного комплекса, что составило около 40 тысяч кв. метров общей площади. Расширилась и деловая программа.

Другим важнейшим отраслевым центром становится Сочи, где на протяжении пяти лет организуется Международный туристский форум SIFT. Шестая встреча в городе-курорте запланирована в «Адлер-Арене» на ноябрь. Время подведения итогов завершившегося сезона, дающих толчок новому витку развития турбизнеса. На первом Международном форуме-выставке «Riverport Expo 2018», также прошедшем в столичном «Экспоцентре», серьезный разговор о проблемах отрасли шел на панельной дискуссии «Речной туризм: опыт и точки роста. Перспективы развития инфраструктуры».

И какими бы значимыми не выглядели достижения последних лет, на самом деле еще есть к чему стремиться, что подтвердил руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы» Герман Елянушкин. По его информации, в 1959 году по столичным водным маршрутам путешествовали 12 тыс. речных туристов, в 2016-м — 235, в 2017 — 270, в прошлом уже — 288 тыс. человек. Казалось бы, неплохие цифры. Но если их перевести на 30 млн жителей московской агломерации, то это всего лишь 0,6%.

Г. В. Елянушкин
Г. В. Елянушкин

Если сюда добавить 18 млн туристов, ежегодно посещающих столицу, то и без того мизерная цифра еще снижается. Почему, например, иностранцы, приезжающие в Первопрестольную, с удовольствием ходят на наших судах, а москвичи нет. Одной из причин этого руководитель «КиМа» считает недостаток агитации. И поддерживает предложение президента Российской палата судоходства Алексея Клявина уйти от серого и скучного открытия навигации, превратив его в национальный праздник.

Первый шаг, сделанный год назад в парке им. Горького, привлек более 20 тысяч зрителей, оказывается, москвичам интересно все, что связано с водой. В этом году организаторы открытия навигации заявились в…Книгу рекордов Гиннеса. Внесем интригу: ставка делается на самый большой в мире парад пассажирских судов (планируется участие в нем порядка 270 частных яхт).

Когда появится правительство Волги

Выступая 29 марта на «круглом столе», посвященном итогам реализации Национальной морской политики, советник Президента РФ Игорь Левитин рассказал о современной ситуации в различных отраслевых сегментах — от динамичного развития портовых проектов на Черном море, Балтике и Каспии до больших планов в Арктике и на Севморпути, инфраструктурным оператором которых недавно назначен Росатом. Но с сожалением отметил, что на реке пока не удалось выполнить намеченное. И все из-за того, что у нее много хозяев.

А у семи нянек, как известно, дитя без глаза. Точно к такому же выводу в своем выступлении на московском форуме «Riverport Expo 2018» пришел эксперт в области развития туризма Станислав Корякин. Россия — страна рек. И вдоль них испокон веков развивалась цивилизация, о чем многие подзабыли. Протяженность внутренних водных путей составляет порядка 100 тыс. км, но при этом совокупная длина рек — около 6 млн, то есть всего 1—2% их включено оборот.

Выходит, у реки нет единого хозяина, а есть функции, которые разнесены между разными ведомствами, и есть субъекты управления, рассматривающие не реку в целом, а отдельные ее аспекты (водоснабжение, безопасность, туризм и т. д.). И принятые ими документы часто противоречат друг другу. При этом, как считает эксперт, в стратегии развитии водного транспорта до 2030 года развитию речного туризма уделяется буквально несколько строк.

Между тем, чтобы установить причал, надо потратить примерно 500 тыс. рублей, потом выйти на конкурс, что вовсе не гарантирует победы. И это только один из примеров. В идеале главные водные пути должны быть соединены каналами, чтобы можно было, не совершая подвига, пройти на маломерном судне по водным артериям страны с севера на юг и с запада на восток. И через каждые 60 км пути, что считается лучшей практикой, были бы оборудованы стоянки. Здесь не обойтись без господдержки крупных проектов.

Что за рубежом? В Индии есть целое министерство рек (официально — Министерство водных ресурсов, развития рек и возрождения Ганга). В Великобритании всем заведует управление речных бассейнов. На первый взгляд, как у нас, но в его ведении комплексное развитие водных участков. Примерно такое же положение дел во Франции. Даже в Белоруссии (где она, и где море) активно вовлекают реки в индустрию туризма и развитие экономики.

В общем, все надо рассматривать как единый объект. И первый шаг — либеризация установки причалов с минимальным количеством согласований. А то и, правда, в пору создавать министерство по делам Волги.

На речных перекатах

Одно дело говорить о туристическом потенциале, другое — пройти по Волге от ее истока до устья, чтобы судить о реальных перспективах путешествий по воде. Это испытали на себе в прошедшую навигацию участники проекта «Великие реки России», столкнувшись с самыми разными ситуациями.

Оказалось, что Верхняя Волга до Ярославля развита лучше. На реке встречаются старые турбазы и другие объекты, но лишь единицы из них могут предложить все возможные виды отдыха.

Тяжело на реке с заправками. Для частных лодок их просто нет. Путешественникам приходится останавливаться у берега и бежать в поисках топлива. Для катера это одно количество, что полбеды, а для яхты, которой требуется 700 литров горючего, — еще какой вопрос! Существует проблема и с самими стоянками: доступны в основном якорные, ненадежные ночью, а временные у причалов запрещены. Правда, можно воспользоваться услугами яхтклубов, но цены на них «кусаются».

Куда больше и частных туристов, и круизные компании волнует повышение цен на топливо, что несет в себе значительную угрозу всей отрасли. По данным круизных операторов, средняя стоимость туродня сезона-2019 составляет от 5,5 до 7,4 тыс. рублей, что в среднем выше на 15—20% по сравнению с 2018 годом. В условиях динамического ценообразования, когда итоговая стоимость круиза повышается по мере приближения к началу сезона, туроператоры делают все возможное, чтобы максимально удерживать цены на круизы в разумных пределах, понимая, что из-за завышенной стоимости может упасть спрос на весь продукт.

В частности, предоставляют скидки на раннее бронирование путевок (сегодня на ряд популярных водных маршрутов их продажа достигает 25% и более), заранее оплачивают поставки топлива, принимают другие меры.

В целом перспективы предстоящей навигации оцениваются оптимистично. Прежде всего они связаны со строительством ряда причалов и открытием новых маршрутов. Например, некогда знаменитой «Московской кругосветки» по Волге и Оке.

Жизнь на воде

Это не просто слова, а реальность, которую предусматривает речная инфраструктура. Пусть пока в более обустроенных столичных регионах. Ведь ничто не мешает в ожидании больших перемен на реке мечтать о качестве жизни на воде и воплощать самые прогрессивные идеи.

Как рассказал на том же Международном форуме «Riverport Expo 2018» Герман Елянушкин, к его удивлению, живой интерес у россиян вызывают хаусботы (самоходный дом на воде с автономными системами жизнеобеспечения), популярные на Западе. Их образцы готовы поставлять несколько отечественных компаний, и уже есть реальные проекты, пусть и достаточно дорогие. Так, в подобном хаусботе с вертолетом стоимостью 36 млн рублей проживает семья из Долгопрудного. А вообще стартовая цена начинается с 15 млн рублей за 160 кв. м.

Для людей с меньшим достатком благодаря договоренностям с администрациями того же Долгопрудного, Химок и других подмосковных городов благоустраиваются набережные. Например, их протяженность у канала им. Москвы довольна большая — около 126 км, и понятно, что денег на качественное содержание не хватает.

Самая распространенная форма жизни на воде — организация активного отдыха. Любой бизнес основан на потребительском спросе, потенциал которого на самом деле очень большой в любое время года. Парусным спортом можно заниматься и зимой, как и увлекаться рыбалкой. Не говоря уже о речных круизах, походах на реки и озера, сплавах — все то, что нельзя делать вдали от воды, а это конкурентоспособный продукт, востребованный на рынке.

Яркий пример — курорт «Завидово» в Тверской области. По убеждению одного из его организаторов Сергея Бачина, чтобы «привязать» туристов к определенному месту, оно должно быть уникальным. Завидово выгодно отличается хорошей доступностью, близостью к реке и, кроме того, — удобным расположением для начала и окончания туристических круизных маршрутов. То есть Волга дала старт для его быстрого развития.

Сейчас обсуждается вопрос о создании здесь речного порта, транспортно-пересадочного узла и нового речного вокзала (первого за последние тридцать лет).

Раздвигая горизонты

То, что для скандинавов давно является нормой, может стать обыденным явлением для россиян. Речь об арктическом туризме. Уже в ближайшие годы планируется начать полноценные работы по проектированию ледокольных круизных судов. Такое мнение высказал в кулуарах конференции «Неделя науки», прошедшей в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете, вице-президент ОСК Дмитрий Колодяжный. Дело за потенциальными эксплуатантами подобных судов, идеей общей конструкции концепта, экономикой, определенными сервисами и т. д.

Расчет прост. Россия в потенциале может получать до 5 млрд долларов в год от развития арктического морского туризма. Но для этого ей нужны десятки туристических ледокольных судов.

На каспийской широте тоже делается ставка на развитие круизов. Причем совместными усилиями нескольких стран. Об этом свидетельствуют переговоры между российским Дагестаном, Ираном и Азербайджаном на международной мадридской выставке туристической индустрии Fitur-2019. В итоге планируется создать яхт-клуб в Махачкале, туристско-рекреационный комплекс «Инчхе Марина Каспий» и гавань для яхт и катеров в Дербенте. Причем причалы для приема пассажирских судов в названных городах построят в рамках госпрограммы республики.

Уже в апреле первые круизные лайнеры зайдут во Владивосток. А всего в наступившем году ожидается прибытие туда 16 таких судов. Соответственно количество морских туристов увеличится вдвое. Принять крупнотоннажные лайнеры, которые раньше не заходили во владивостокский порт, позволят проведенные в прошлом году работы по углублению дна. Это серьезный шаг к выходу на международный и азиатский круизные рынки.

Владимир ТЕРЕНТЬЕВ,
любитель речных путешествий

Уходит серый лед под воду,
И навигация близка.
Пойдут в апреле теплоходы,
И заработает река.
Они в строю, как на параде,
Застыли и приказа ждут:
Готовы в путь по водной глади,
Расписан каждому маршрут.
Покуда гаджеты с экранов
Нас в виртуальный мир влекут,
Восславим мудрых капитанов
За их мужской реальный труд.
Их жизнь — прекрасная наука
Для крепких молодых ребят.
Нужны стране умы и руки,
Чтоб были цель и результат.

Подготовил Александр ПЕТРОВ
Фото автора и Владимира ЮЖАКОВА

Не забудьте подписаться на наш канал!

Больше материалов — на сайте «Волго-Невского Проспекта»: http://vnpinfo.ru

Материалы также доступны в соцсетях:

Telegram

«ВКонтакте»

«Одноклассники»