Рейс с привкусом соли

Этот рассказ не о просоленных морских буднях экипажей больших судов, а о речниках, ежедневно на протяжении навигации доставляющих различные грузы по водным маршрутам — металл, гравий, зерно, соль... И проявляющих настоящее мастерство при прохождении сложных для судовождения участков, в частности при проводке баржебуксирных составов через многочисленные шлюзы...

Такие профессионалы трудятся в Волжском пароходстве — компании с солидным прошлым, заполненным делами настоящим и перспективным будущим. Своевременная доставка и сохранность любого вида продукции — ее конкурентные преимущества. И за подсолнухиними опять же стоят люди — в первую очередь экипажи судов. С одним из них — работающим на буксире-толкаче «ОТ-2412» (капитан — третий помощник механика Владимир Павлович Коробейников), — мы связались накануне профессионального праздника, когда судно доставило с Камы на Волгу, к нижегородским берегам, четыре секции, груженные технической солью.

В безоблачный, залитый солнцем летний день (именно в такие моменты ощущаешь привлекательность профессии) груз с расформированого баржебуксирного состава отправился по конкретным адресам. С помощью буксира-толкача «ОТА-924» (к слову, его экипаж во главе с капитаном — первым помощником механика Василием Юрьевичем Тихомировым признан лучшим в Волжском пароходстве по итогам работы во втором квартале) — в Дзержинск. Сам «ОТ-2412» взял курс на Кстово.

Как известно, ежегодный российский рынок соли оценивается в несколько миллионов тонн, из которых немногим больше миллиона идет на пищевые расходы, а остальное используется в промышленных целях (1,3 и 4,5 миллиона тонн соответственно по итогам 2016 года), в основном в химической отрасли. Соль применяется для получения соды, хлора, соляной кислоты, гидроксида натрия и металлического натрия, а также для других нужд, например, в дорожном хозяйстве.

И существенную роль в снабжении страны этой стратегической продукцией издавна играли Прикамские промыслы, берущие начало с Соли Камской (Соликамска). Неглубокое залегание концентрированных соляных рассолов на месте древнего Пермского моря и разветвленная сеть речных транспортных путей создали благоприятные условия для развития здесь солеварения. В настоящее время месторождение в Пермском крае считается основным в стране наряду с Иркутской, Оренбургской, Астраханской областями, Алтаем и Крымом.

— В Нижний Новгород мы доставили 8726 тонн соли — неполный состав, — рассказывает В.П. Коробейников, — потому что часть продукции, взятой в Соликамске, выгрузили по пути в Казани. А так при осадке 3,6 метра в реке берем 17500 тонн и доставляем четырехсекционным составом в порты назначения. Это уже третий наш рейс с начала навигации. Прошедшей зимой судно проходило текущий ремонт на Борской БТОФ Волжского пароходства. А 28 апреля уже было готово к работе. Несколько дней мы провели на базе в качестве дежурного теплохода, а 1 мая с четырьмя баржами отправились в Беляевку на Каме за гравием. Выполнили оттуда два рейса на Нижний Новгород. И затем пошли в Соликамск. В целом навигация проходит успешно, гидрологическая ситуация нормальная, до середины июня, правда, осложняли жизнь постоянные ветры, но потом все пришло в норму. Теплоход не подвел, в следующем межнавигационном периоде на нем предстоит выполнить средний ремонт, и экипаж трудится как единый механизм.

И это на самом деле так. За исключением нового механика (кстати, потомственного речника Сергея Валерьевича Царева) и одного моториста весь экипаж «ОТ-2412» — из Звенигова (этот волжский город в Республике Марий Эл славится флотскими специалистами). То есть члены команды не первый год работают вместе и давно знают друг друга. Буквально съели не один пуд соли, как гласит известная крылатая фраза. Кстати, по вычислениям физиологов, современный человек потребляет в год около пяти килограммов соли, следовательно, один ее пуд можно съесть вдвоем за полтора-два года. А всем экипажем, насчитывающим 12 человек, куда больше.

— У меня на теплоходе все специалисты хорошие, — отзывается с теплотой о судовом коллективе Владимир Павлович. — Отмечу старпома — первого помощника механика Сергея Алексеевича Чукмакова, начинал работать со мной вторым штурманом, вырос до первого. На «ОТ-2412» трудится третью навигацию. А старожилом считается электромеханик Александр Михайлович Иванов, который здесь с 2009 года. Седьмую навигацию работает старший моторист-рулевой, или боцман, Сергей Валерьевич Пиголицын, больше половины этого времени — со своей супругой, поваром Мариной Леонидовной. Стоит ли говорить о том, что большую часть времени мы проводим на воде, поэтому обустраиваем свою жизнь на теплоходе, как можем, разводим цветы, оборудовали спортивный уголок. И, конечно, продолжаем традицию, заложенную прежним капитаном Владимиром Юрьевичем Митрофановым, — выращиваем в специальных клумбочках на корме… подсолнухи.

Об этой визитной карточке «ОТ-2412» мы рассказывали несколько лет назад на страницах нашей газеты. Налившиеся солнечным светом самые настоящие судовые подсолнухи напоминают яркие солнышки на длинных тонких ножках. И когда открывается вид на корму идущего по воде теплохода, то кажется, что за ним, выгибаясь на ветру, тянутся золотистые косички.

При В.П. Коробейникове, который управляет «ОТ-2412» третью навигацию, экипажу буксира-толкача уже присуждалось звание лучшего в Волжском пароходстве — по итогам работы во втором квартале прошлого года. А значит, капитан и его команда не подводят своих предшественников. Как и многие звениговские речники, Владимир Павлович из флотской династии. Старшим помощником капитана работал его отец, Павел Васильевич, заставший еще пароходы-колесники. Судоводительскую профессию он получил в Саратове, а его сын — в Казанском речном техникуме. Флотский стаж младшего Коробейникова насчитывает четверть века, если не считать двух лет, отданных воинскому долгу.

Впрочем, Владимир служил морским пограничником на Дальнем Востоке, а значит, и там остался верным выбранной раньше профессии. До призыва на службу он работал на судах типа «СТК», а после возвращения домой — только на буксирах-толкачах. Хороший опыт. А теперь его перенимает и речник в третьем поколении — Артем Владимирович Коробейников, который трудится на «ОТ- 2412» мотористом-рулевым. За плечами 20-летнего парня три навигации, и есть желание учиться дальше. После школы Артем окончил транспортно-энергетический техникум, филиалом которого с недавнего времени стал профессиональный лицей № 7 в Звенигове.

— Этот год для нашего пароходства юбилейный, — завершает разговор В. П. Коробейников. — Прежде всего желаю ему дальнейшего развития, сегодня это надежная и перспективная компания, в которой нас все устраивает, поэтому мы и посвятили ей всю свою сознательную жизнь.

… После выгрузки в Нижнем Новгороде экипаж «ОТ–2412», взяв баржу, отправился на Северо-Запад, и в настоящее время работает на перевозках гранитного щебня. Навигация в полном разгаре.

Александр ПЕТРОВ. Фото Владимира ЮЖАКОВА и предоставленные экипажем «ОТ-2412»

***

Не забудьте подписаться на наш канал!

Больше материалов — на сайте «Волго-Невского Проспекта»: http://vnpinfo.ru

Материалы "Волго-Невского Проспекта" также доступны в соцсетях:

Telegram

«ВКонтакте»

«Одноклассники»

Присоединяйтесь!