Виктор Александрович Олерский. Девять лет одной вахты

13.07.2018

Вахты на службе стране и флоту. До прихода Виктора Александровича Олерского в июле 2009 года в Минтранс профильные замминистра никогда не были людьми из отрасли, работавшими на морском или речном транспорте. Это уже объясняет многое в его дальнейшей успешной деятельности.

Виктор Александрович Олерский. Фото Владимира ЮЖАКОВА
Виктор Александрович Олерский. Фото Владимира ЮЖАКОВА

Не говоря о том, что прошедшие девять лет (распоряжением Правительства РФ от 21 июня 2018 года заместитель министра транспорта РФ — руководитель Росморречфлота В. А. Олерский освобожден от занимаемой должности по его просьбе) оказались непростыми для страны. Было куда развиваться флоту, российским верфям и в целом отрасли, но не все зависело от них, а еще и находилось «в руках экономики», которая явно хромала. Режим жесткого финансирования до сих пор никто не отменил.

И тут подкупают два высказывания, или подхода к делу занявшего государственный пост Олерского. Первое: «если в космос летаем, то, значит, все остальное сможем, надо только захотеть». И второе — по отношению к кризису в стране, который предоставляет «уникальную возможность хорошо поработать над собой и компанией». Причем «на реальной натуре, а не в классе при рассмотрении какого-нибудь кэйса из курса МВА».
— Для того, чтобы морской и внутренний водный транспорт не просто выжили, а победили, — подчеркивал он позднее, — все мы в Росморречфлоте должны создавать условия, чтобы отрасль наращивала конкурентоспособность, развивалась и росла. Я думаю, что у нас это должно получиться.

По мнению экспертов отраслевого сообщества, последующее назначение В. А. Олерского 8 февраля 2016 года руководителем Федерального агентства морского и речного транспорта (постановление о совмещении должностей было принято в декабре 2015-го) стало вполне ожидаемым. По сути дела, он курировал те же вопросы на посту замминистра транспорта РФ — федеральная политика в области морского и речного транспорта и связанные с ними  федеральные целевые программы. То есть в первую очередь имеющие отношение к портам и флоту.

Прежде всего, имя В. А. Олерского связывают с появлением Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства», что «в привязке» с другими законодательными актами привело к активному строительству новых серий судов под российский флаг на отечественных верфях.

В одном из первых своих интервью, опубликованных в нашей газете после назначения заместителем министра, Виктор Александрович не скрывал, что назрели изменения в отраслевых законах и это является основополагающим для развития флота. И он готов помогать тем, кто делает хорошее дело для страны, готов строить порты, суда, воспитывать будущих речников и моряков. И следовал этому все прошедшие девять лет.

В результате совместной работы с отраслевым сообществом был принят ряд востребованных сегодня мер поддержки судостроения и судоходства: субсидирование процентной ставки по кредитным и лизинговым платежам, судовой утилизационный грант и другие. Внесены поправки в Кодекс внутреннего водного транспорта, упрощающие заход в российские реки судов и яхт под флагами иностранных государств, подготовлен  закон о судоходстве по Северному морскому пути (с воссозданием администрации Севморпути). Работа над законопроектом по расширению понятия «каботаж» в Кодексе торгового мореплавания, привела к закреплению за судами под российским флагом грузовой базы углеводородов в акватории Севморпути.

С участием В. А. Олерского разработаны Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России на период до 2030 года и Стратегия развития внутреннего водного транспорта. На протяжении последних лет морские отечественные терминалы лидируют среди других отраслей в стране. На своем посту он успешно представлял интересы России на международных переговорах, отстаивая ее позиции на площадке IMO. И конечно, при нем практически началось строительство новых гидроузлов на внутренних водных путях: Багаевского — на Нижнем Дону и Нижегородского — на Верхней Волге.
Напомним, что заявление об уходе В. А. Олерский написал вскоре после смены правительства. Именно в этот период во МГАВТе состоялось традиционное расширенное заседание коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта. Уже по его завершении Виктор Александрович в беседе с журналистами подвел итоги своей работы на посту замминистра и руководителя Росморречфлота.

По его словам, главное — во взаимопонимании регулятора и отрасли, в этом залог успеха:
— Хорошо, когда отрасль тебя понимает, — сказал он, — но это происходит только в том случае, если и ты понимаешь ее. Хочется добиться сразу и многого, но за один год все сделать просто невозможно. Мы идем поступательно и в правильном направлении, учитывая разные точки зрения.

В. А. Олерскому при поддержке отраслевого сообщества на самом деле удалось многое. Он всегда говорил, что к государственной работе надо относиться, как к любой другой. С головой погружаться в дела и доводить их до конца. А еще, по его определению, — это «сумасшедший опыт и огромная информированность». Теперь ему предстоит применить их в новой практике. Ожидается, что авторитетный руководитель отрасли вернется в бизнес.

Александр РАЙНИЧ

***

Не забудьте подписаться на наш канал!

Больше материалов — на сайте «Волго-Невского Проспекта»: http://vnpinfo.ru

Материалы "Волго-Невского Проспекта" также доступны в соцсетях:

Telegram

«ВКонтакте»

«Одноклассники»

Присоединяйтесь!