Во всем должен быть баланс. Итоги съезда транспортников России

На открывшемся в понедельник в Москве съезде транспортников России с участием Президента страны Владимира Владимировича Путина обсуждались не только достижения, но и проблемы отрасли. В том числе необходимость системного и сбалансированного развития единой транспортной системы РФ.

Другими словами, развития всех видов транспорта с учетом очевидных преимуществ каждого из них. На чем и должна строиться государственная политика. Кстати, этот принцип прописан в основных программных документах, например в транспортной стратегии РФ до 2030 года. В своем выступлении на съезде президент подчеркнул, что Россия наряду с самыми протяженными железнодорожными сетями имеет и уникальную географию выходов в мировые акватории. Был отмечен существенный прирост мощностей отечественных морских портов, составивший более одного миллиарда тонн, что значительно выше лучших советских достижений.

Государство и дальше готово развивать крупные логистические узлы в Балтийском, Черноморском, Тихоокеанском и Арктическом бассейнах. Особенно важным был вывод о том, что огромным резервом для роста перевозок (особенно крупногабаритных и тяжеловесных грузов) является развитие внутренних водных путей. В последние годы на федеральном уровне уже приняты существенные шаги по укреплению речной инфраструктуры, гидротехнических сооружений, углублению русла рек.

И президент еще раз обратил внимание правительства на то, что все намеченные планы должны быть реализованы, причем в полном объеме, так как это прямо влияет на структуру грузооборота, запуск новых инвестиционных проектов на речном транспорте.
Приехавших в Москву на большую встречу представителей отраслевого сообщества действительно волновала проблема баланса между разными видами транспорта. Если он не будет достигнут, то в обозримой перспективе это может привести к значительному сокращению речных судов, а значит, и отсутствию судостроительных заказов на отечественных верфях. То есть негативные последствия могут развиваться по «принципу домино».  Но это по худшему сценарию. Как заметил президент Российской палаты судоходства Алексей Юрьевич Клявин, совместными усилиями власти и бизнеса можно решить любую проблему.

Для этого надо найти действительно эффективные подходы, которые позволят развиваться российской экономике, флоту и транспортной инфраструктуре. Судоходство на самом деле является локомотивом для развития судостроительной промышленности, инновационных разработок, и в этом направлении были сделаны значительные и даже  прорывные (по определению А. Ю. Клявина) достижения в области законодательного регулирования. Принятые государственные меры поддержки отечественного судоходства и судостроения сыграли свою положительную роль, например, позволили увеличить количество судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судоходства, который насчитывает 1150 единиц флота общим дедвейтом более 5 миллионов тонн.

При этом доля перевозок внешнеторговых грузов российским флотом все еще остается низкой. Существует ряд других проблем. По мнению директора по развитию управляющей компании UCL Holding Андрея Анатольевича Горленко, за последние годы в области водного транспорта было сделано немало и прежде всего благодаря государственной поддержке. Но одной из главных проблем, которая стоит перед отраслью и требует разрешения на государственном уровне, как уже было сказано, остается несбалансированная тарифная политика на разных видах транспорта.

По сути дела, это приводит не к переключению грузопотоков с автомобильных дорог и железнодорожных магистралей на водные пути, к чему стремится весь цивилизованный мир, а наоборот. Подобная ситуация, о чем не раз рассказывала наша газета, или несправедливая конкуренция вынуждает снижать водные тарифы до неприемлемого уровня. Это в свою очередь ограничивает возможности судоходных компаний обновлять флот и приводит к убыткам судостроительных предприятий.  

Одним из решений по итогам съезда, по словам заместителя министра транспорта РФ — руководителя Росморречфлота Виктора Александровича Олерского, станет совещание в Минтрансе перед навигацией 2018 года о тарифах с РЖД и «Транснефтью». На нем предполагается обсудить принципы, которые должны лечь в основу системы, обеспечивающей баланс между различными видами транспорта.

***

Прошедший в Москве съезд был организован Министерством транспорта РФ и Союзом транспортников России. В большом форуме приняли участие более 700 человек из 85 регионов страны, представляющих самые различные предприятия отрасли, общественные организации и профессиональные союзы, органы власти и учебные заведения. В рамках съезда прошли «круглые столы», посвященные проблемам развития различных видов транспорта, в том числе — цифровым технологиям в сфере транспорта, науки и образования.

Подготовил Александр ПЕТРОВ

***

Если статья Вам понравилась, не забудьте подписаться на наш канал!

Больше материалов — на сайте «Волго-Невского Проспекта»: http://vnpinfo.ru