Как минимизировать количество правок

15.05.2018

Правки – это страшный сон фрилансера. Иногда на них уходит больше времени, чем на создание проекта с нуля.

Иногда они оправданы. Чего греха таить – все мы иногда просматриваем ТЗ одним полусонным глазом. Пишем «Ок сделаю…»… А потом понимаем, что либо не можем сделать совсем, либо делаем, но не так как надо.

Но очень часто у клиента совсем другие причины вносить правки:

— он сам не продумал ТЗ, дал в работу. А потом по ходу начинает дописывать еще пункты и еще. В итоге  проект затягивается по времени и растягивается вширь, а правки и доработки кажутся бесконечными.

— он просто считает, что за его деньги ему должны тут все кланяться, и работать до тех пор, пока его ЧСВ не будет потешено.

— он сам не понимает, чего хочет. Потому в ТЗ сначала одни требования, а потом результат не оправдал ожиданий – и на тебе, «поиграй со шрифтами».

Что сделать, чтобы правок было меньше?

Я могу написать вам одно золотое правило, которое  работает на все 100% — не работайте с чудаками на букву м. Нормальные люди все обсуждают на берегу, и правок потом минимум.

Но бывает всякое. И даже прекрасный на первый взгляд человек может съесть вам мозг по завершению работ. Держите простой алгоритм работ, который лично мне всегда помогает избежать правок, а если они и бывают, то по минимуму.

Поставьте себя как эксперта

Это самое главное. Когда вы только начинаете общение с новым клиентом. Он должен сразу воспринять вас не как собачку на побегушках, а эксперта, к которому он обратился за помощью.

Почему-то стоматологу никто не указывает, как зубы сверить. А в маркетинге, дизайне и копирайтинге куда ни глянь – все клиенты как эксперты, все знают, о всем наслышаны, все после БМ или еще каких курсов. И смотрят на тебя, как на низшее существо, которое должно исполнять их прихоти.

Если вы себя таким существом поставите изначально – вас будут гонять правками до полного изнеможения. Потому что нет уважения ни к вам, ни к вашим знаниям, ни к вашему опыту.

Нужно сразу дать понять, что это у клиента проблемы, и вы, как эксперт, как специалист, можете помочь их решить. Вам можно и нужно доверять, потому что вы знаете, о чем говорите. И вы-то уж шарите в этой области побольше клиента.

Если нет – пусть делает сам. А вы другого заказчика найдете.

Выясните конечную цель

Если вас восприняли как надо, идем дальше. Не спрашивайте, какие работы нужно выполнить. Спросите о конечной цели клиента, чего он на самом деле хочет. Он хочет продажи? Он хочет увеличить видимость сайта? Он хочет сделать бренд узнаваемым? Его не устраивает старый логотип, потому что он хочет выйти на международный рынок?

Если вы будете понимать, чего на самом деле хочет заказчик вообще (а не конкретно от вас), это поможет решить много спорных моментов. Вплоть до того, что возможно вы не тот специалист, кто ему нужен вообще.

Если человек пришел по адресу, дальше вы берете ситуацию в свои руки и предлагаете решение. Вы советуете, как сделать и что сделать, чтобы достигнуть цели, и что нужно для этого. Можете дать заполнить бриф или просто провести беседу. Дальше вы, именно вы составляете план работ и будете работать по этому плану.

Все записываете, и результат беседы высылаете на почту. Непременно. Даже если переписка велась по этой самой почте – сведите основные тезисы в одно письмо. Это уже будет основа, ваша защита, письменное подтверждение вашей правоты в случае чего.

Заметьте – вы, и именно вы играете первую скрипку.

Согласуйте ТЗ

Если клиент пришел уже с ТЗ – внимательно его прочтите и обсудите все пункты, которые кажутся вам спорными или неясными. Не стесняйтесь задавать вопросы, которые вам могут показаться глупыми. Лучше показаться глупым сейчас, чем потом, да еще и остаться без денег в случае чего.

Уточняйте,  даже если нужно вносите еще дополнительные пункты в ТЗ, если видите, что клиент что-то упустил и в результате работа выйдет не такой как нужно. В конце концов, вы специалист, и знаете, как правильно.

Покажите прототип

ТЗ согласовано, план работ есть. Вы приступаете к работе. После первых же наработок покажите результат клиенту.

Если это лого – покажите наброски.

Сайт – покажите прототип.

Текст – согласуйте план статьи и основные тезисы.

Во-первых, клиент будет видеть, что вы уже действительно начали работу, а не завтраками его кормите.

Во-вторых, он может сразу внести правочки, мелкие пока, направит в нужное русло. Куда проще исправить все на этапе прототипа, чем потом переделывать все с нуля.

В-третьих, это будет еще одним свидетельством вашего профессионализма и внимательного подхода к клиенту. Это ценят, и за это готовы платить больше.

Держите клиента в курсе работы

Когда работаете, периодически напоминайте о себе и присылайте промежуточные результаты. Или же просто пишите краткий отчет – мол, сегодня сделано то и это.

Это особенно актуально для проектов, которые растянуты по времени. Например, если вы взяли сайт под ключ, то обязательно нужно держать клиента в курсе. Иначе он может начать нервничать – это раз, и опять же, на каком-то из этапов у него может возникнуть какое-то предложение по макету или другим работам.

Мелкие правки на одном этапе – это мелочь по сравнению с кучей правок потом.

Напишите сопроводительное письмо

Все готово. Вы отправляете окончательную работу.

Обязательно напишите сопроводительное письмо. За основу возьмите ТЗ клиента и распишите, по каждому пункту, как вы реализовали эту задачу и почему именно так. Аргументируйте как профессионал, с фактами, опираясь на исследования и цифры.

Даже если клиент видел конечный результат как-то иначе, хорошее сопроводительное письмо убедит его в том, что вы правы, и все-таки так, как вы говорите и сделали, будет лучше.

Сохраняйте все рабочие версии и фиксируйте изменения

Правки все-таки есть? Фиксируйте все изменения, которые вносите.

Для чего?

Может возникнуть ситуация, когда вас будут мучить правками очень долго, а потом скажут – все фигня, я не буду вам платить за это. Покажите сколько работы вы проделали кроме оговоренного. Вы потратили много времени и сил, работая над этим проектом. И ваше время должно быть оплачено.

Нормальный клиент должен понять и оплатить. Ситуация неприятная, согласна, но вы должны отстаивать свои интересы.

Бейте рублем

Еще один вариант уменьшить количество правок – сделать их платными. Оговорите еще в самом начале, что  в работу, сделанную по ТЗ, вы можете внести 1 пакет правок бесплатно. Дальше – любой каприз, но за ваши деньги.

Обычно это на клиентов хорошо работает. Они понимают, что аттракцион «замучай фрилансера правками» платный, и платить лишнее не хочет никто. Обычно в таком случае правок мало, они четкие и реально по делу.

Напоследок хочу сказать еще что: работа, сделанная хорошо и на совесть, обычно сдается с минимумом правок, а то и вовсе без оных. И серьезное отношение к клиенту и профессиональный подход к своей работе – это самый лучший вариант из всех получать от клиента минимум правок и спать спокойно.

Но описанное выше берите на вооружение – клиенты бывают разные;)