Джонатан Кэрролл "Голос нашей тени"/"Сон в пламени"

"Голос нашей тени"

Для меня одним из показателей хорошей книги (в субъективном смысле) является то, могу ли я вспомнить хоть какие-то подробности сюжета некоторое время спустя. Да, иногда книга настолько мучительная ("50 оттенков серого"), что подробности помнишь не из-за качества текста, а вопреки - но чаще, все-таки, "никакие" книги быстро сливаются из памяти, освобождая "жесткий диск" под другую, более нужную информацию.

Собираясь сейчас писать эту рецензию на книгу, прочитанную всего лишь 2.5 месяца назад, мне пришлось залезать на сайты, чтобы вспомнить, о чем там шла речь.

И это, в целом, отражает содержание моего отзыва.

Джонатан Кэрролл когда-то научил меня, что в книге может не быть симпатичных героев и хэппи-энда - и при этом она может быть крута. Я сейчас говорю о "Стране смеха": одна из его самых первых книг (и первая, переведенная на русский), на мой взгляд, до сих пор остается лучшей. Вообще Кэрроллу гораздо круче удается привести героев и историю в целом к краху, чем к "и жили они счастливо".

Так как читала я далеко не все, что у нас издавалось (по причине отсутствия денег в студенческие годы), то сейчас одним махом наверстывала упущенное - по сути, прочла залпом сразу пять романов. Отзывы будут только на три из них.

Основная беда Кэрролла - структура повествования. Он начинает всегда за здравие, помещая читателя в самый эпицентр событий, показывая героя буквально за секунду до ключевого момента - и тут же отыгрывает назад, заставляя погружаться в череду бесконечных флешбеков. Читателю плевать, что там было до! Расскажи уже, что произойдет сейчас, как раскрутится маховик, ну же…!!

Но нет. Кэрролл упрямо ведет нас все дальше в прошлое, перемежая рефлексию героя с какими-то людьми, о которых и речи в начале не было, иногда докапываясь до самого детства.

В "Голосе нашей тени" героя мучает совесть - в детстве отчасти по его вине старший брат, который издевался над ним, оказался под колесами поезда. Теперь же он встречает странную пару, влюбляется в женщину - и мужчина погибает. Казалось бы, на этот раз совершенно самостоятельно. Но его дух - или призрак - начинается преследовать героя и его возлюбленную.

Если честно, не запомнилась книга, потому что каша. То ли дух - то ли глюки. Герою то пофиг, то нет. Тайна гибели брата подается как-то походя. И много, много флешбеков, без которых смело можно было обойтись.

Как итог - ничего. Да-да, никакого особенного разрешения конфликта. Просто книга закончилась.

"Сон в пламени"

Данную книгу я выбрала для рецензии, потому что у нее, несмотря на все флешбеки, все же было неплохое нагнетание. Герой по имени Уокер встречает женщину своей мечты, но его преследуют странные встречи, в которых незнакомцы окликают Уокера непривычным именем "Реднаскела". Уокер хочет разобраться, прежде чем связывать свою жизнь с Марис, для чего обращается к шаману Венаску.

"Сну в пламени" не хватило накала в финале - иначе я бы простила ему флешбеки. Потому что герой действительно хочет понять, он ведет расследование как может - и при этом беспокоится за близких людей, потому что довольно быстро понимает - дело серьезное. И оно действительно таково, вот только развязку Кэрролл откровенно слил - когда герой додумался, как можно разобраться с недругом, он просто… сделал это. Почти что по щелчку пальцев, не прилагая особенных усилий.

Но книга все равно вышла неплохой - особенно за счет подробной работы с теорией переселения душ, того, что все люди так или иначе связаны, даже проживая разные жизни. И Кэрролл не просто походя бросает эти слова, но и красиво иллюстрирует, не жалея места и текста. Поэтому в данной конкретной книге флешбеки в основном смотрятся органично - они одновременно поясняют мысль автора и двигают вперед расследование, проводимое героем.

Однако проблема все равно остается - у Кэрролла никак не получается заставить читателя действительно переживать за героев (по крайней мере, в книгах с положительным финалом). Из-за резкого отскока во времени сразу же после первой сцены мы не успеваем привязаться ни к кому в особенности, лениво перелистывая страницы в ожидании возвращения в настоящее. Мы наблюдаем за историей, в которой слишком много рассказывания, как бы издалека - и лишь иногда интерес доходит до стадии "ну… и чем же оно закончится?".

Не самый лучший образец творчества Кэрролла - но крепкий середнячок, который вполне придется по вкусу любителям мистики и потустороннего.