Фэнтези: эпик vs. локал

08.01.2018

У меня на ближайшие месяцы уже все распланировано (только я вам не покажу!). Но самое интересное то, что у меня намечена на остаток зимы работа сразу по двум книгам и обе - в жанре фэнтези, однако с совершенно разной степенью проработки.

Об этом и хочу рассказать.

Думаю, каждый, кто начинал (и до сих пор любит) с классического фэнтези а-ля Толкиен когда-нибудь мечтал написать эпик. Ну вот чтобы расы, темный властелин (первого или второго уровня - это уже по вкусу), мега-войны, интриги и так далее. По крайней мере я точно мечтала - и постепенно, очень медленно, иду к этой цели. Если все пойдет как запланировано, то ближе к концу года я попытаюсь написать первый черновик. Но для этого нужен план. А для плана, если речь идет об эпике, нужно еще множество всего.

Нельзя просто так взять и написать план эпического фэнтези, если у тебя нет карты. То есть географии, а лучше флоры и фауны вместе с ней. На карте будут государства - а значит, потребуется политика. Политике позарез нужна история, и это я еще не коснулась таких мелочей (план можно написать и до них), как торговля, медицина, языки и т.д.

Ах да, у нас фэнтези - то есть потребуется не просто магия, но магия разная и проработанная достаточно детально, чтобы не быть просто ружьем, которое никогда не выстрелит.

Антагонист (темный властелин меня уже не особо устраивает по понятным причинам) тоже должен быть, разумеется.

Карту в первом приближении я набросала в прошлом году, даже выкладывала ее здесь. Работала в чудесной программе Campaign Cartographer 3+, в ней планирую и продолжить - потому что пока я завязла на названиях.

Но да, у нас же эпик против локалки.

Дело в том, что следующая моя книга, которую я планирую закончить к лету, тоже будет фэнтези. Но локальным - то есть происходящим в рамках одного города и окрестностей. Это моя очередная попытка закрыть гештальт - то есть переделать самую-самую первую книгу. Она на самом деле и в первоначальном виде НЕ-плоха. Но наивна - как и положено первой книге. Поэтому тут не столько гештальт, как с Дорогой, которая валялась недоделанная - а что-то вроде следующей ступени, новой градации старой идеи. Посмотрим, что получится - благо, первый черновик у меня уже есть.

Но вот проработка тут требуется совсем иная. В таких локальных фэнтези читатель до самого конца так и не получает представление обо всем мире. "Хоббита", кстати, я бы назвала чем-то переходным - все-таки там герои совершают довольно серьезный квест. Но тем не менее мы ни словом не узнаем ни о Сауроне (даже о Некроманте там всего пара предложений), ни о Мордоре, ни о Гондоре, ни об Исилдуре или Рохане, не говоря уже о Лориене и так далее. А теперь представьте, если бы история и вовсе ограничивалась Широм! Ну знали бы мы, что есть такая Мория и там спит Балрог - но ведь ни читателю, ни книге это было бы нафиг не надо!

Из вышесказанного не следует, что нельзя прорабатывать весь мир целиком. Скорее, это не первостепенная задача - особенно, если книга не предполагает продолжения с выходом на "мировой уровень". Поэтому я сосредоточусь на деталях - так, словно город Лакримар и есть весь мир. Гильдии, магия, история, взаимоотношения, как оно дошло до текущего статуса кво и прочая. По сути, все то же самое - только уменьшенное, и без серьезной географии с политикой.

Можете считать это постом на тему "Как не заниматься лишней работой, когда можно обойтись без нее". Детальки и деталюшечки пригодятся всегда - а вот космогония и история всех государств на планете на десятки тысяч лет назад нужны только тогда, когда способны обогатить вашу историю.