Как выбрать дилемму для сиквела?

17 September 2018

ЕСЛИ ПЕРВАЯ часть вашего сиквела - реакция - взывает к эмоциям ваших читателей, то вторая часть имеет отношение только к разуму. Как только первый эмоциональный ответ на катастрофу предыдущей сцены проходит, вашему персонажу приходится приниматься за размышления первостепенной важности - что ему делать дальше. Прошедшая катастрофа оставила его в довольно сложном положении. Катастрофа заявила о себе; в ответ на это дилемма задаёт вопрос: "Что мне делать теперь?"

По праву можно утверждать, что ни один другой компонент сцены/сиквела не играет такой важной роли в создании ощущения реализма и устранении неправдоподобия. Когда вы показываете умственную деятельность вашего главного героя и его образ мыслей, пока он рассматривает множество (и отвергает большинство) решений, вы этим самым убеждаете читателей, что ваш герой - мыслящая личность, и что ваш сюжет базируется на логической последовательности, а не на произвольном наборе событий.

Дилемма - это возможность позволить вашим читателям попотеть вместе с вашим героем. Они смогут увидеть, насколько серьёзно завяз ваш герой, и по мере того, как он будет отметать варианты, они также поймут, что у него не так-то много приемлемых путей выхода. Умело использованная дилемма поможет повысить напряжение, заставить читателей больше сочувствовать персонажам и, что самое важное, продолжать читать дальше.

ТРИ ФАЗЫ ДИЛЕММЫ

Дилемма состоит из трёх (да, снова это магическое число) разных фаз:

Повторное рассмотрение

Главный герой оглядывается на катастрофу и думает над неверными действиями, которые позволили ей произойти. Эта фаза часто переплетена с предшествующей частью реагирования. Длина этой фазы будет сильно зависеть от дальности относительно катастрофы и того ритма, который вы хотите задать. Иногда долгое изложение событий катастрофы может оказаться лишним повторением. Если читатели только что прошли через катастрофу, им не нужно подробное повторное описание так скоро. Однако если сиквел от предыдущей сцены отделяет глава или более (это может быть в том случае, если между ними появляются другие персонажи, от лица которых вы ведёте повествование), краткое напоминание будет полезно и для того, чтобы освежить память читателей, и для того, чтобы обосновать реакцию персонажа.

Анализ

Теперь, когда ваш персонаж уже прошёл стадию первичной эмоциональной реакции, ему придётся сделать глубокий вдох, напрячь мозги и начать рассматривать свою проблему. Дилемма - это всегда вопрос, суть которого – «Как, чёрт возьми, мне выбираться из всего этого?»

Не останавливайтесь на обобщениях. Найдите особенную проблему/вопрос для вашего персонажа и сделайте их понятными настолько, чтобы читатели смогли сформулировать их сами, если бы это понадобилось. Вопрос вашей дилеммы должен быть предметным, например, «Как мне выбраться из этого змеиного логова?» или «Что сделать, чтобы Джои простил мне мою ложь?» или «Где мне найти денег, чтобы купить еды?»

План

Как только ваш персонаж проанализировал проблему, он переходит в фазу планирования, которая потом плавно перетечёт в следующую часть сиквела – решение.

ВАРИАНТЫ ДИЛЕММЫ В СИКВЕЛЕ

Дилемма обычно не вызывает затруднений. Существует всего пара вариантов того, как она может быть представлена, хотя сама дилемма может иметь бесчисленное количество проявлений. Ваша дилемма может быть выражена двумя путями:

• Скрыто. Иногда дилемма достаточно понятна читателям, и её необязательно озвучивать. Вместо остановки на дилемме - чтобы не сбавлять темп - персонаж двигается сразу от реакции к действию.

• Выраженно. Часто кажется целесообразным не торопиться и как-то конкретизировать дилемму. Для этого может хватить одного-двух предложений, но вы можете выразить дилемму и более развёрнуто, используя один из двух подходов:

• Резюме. Некоторого количества внутренней речи зачастую достаточно для того, чтобы рассмотреть все варианты и озвучить их для читателей.

• Действие. Некоторые дилеммы требуют более тщательного рассмотрения. Вашему персонажу может понадобиться более длительный период времени, чтобы подумать над дилеммой, поговорить с другими персонажами или поэкспериментировать с вариантами решений.

ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ НУЖНО ЗАДАТЬ СЕБЕ В ОТНОШЕНИИ ДИЛЕММЫ В СИКВЕЛЕ

Прежде чем закончить работу над дилеммой, спросите себя:

1. Обусловлена ли дилемма катастрофой в конце предыдущей сцены?

2. Может ли дилемма быть выражена предметно (вместо общего вопроса «Что мне теперь делать?»)?

3. Понятна ли дилемма читателям через её внешнее выражение или из контекста?

4. Соответствует ли количество времени, которое вы потратили на дилемму, степени её важности для сюжета?

5. Если вы решили включить напоминание о событиях предыдущей сцены, не содержит ли оно повторений?

Дилемма сиквела в действии

Как и всегда, давайте посмотрим, как дилеммы заявлены в признанных литературных и кинематографических произведениях.

«Гордость и предубеждение»: Во второй главе, после того как женская половина семейства Беннетов заканчивает реагировать на новость о том, что мистер Беннет уже навестил мистера Бингли, сиквел переходит в их (довольно приятную) дилемму о том, как извлечь выгоду из этой ситуации. А именно нужно подумать, "Как скоро можно пригласить мистера Бингли на ужин?" Эпизод дилеммы очень короткий и занимает всего одно предложение в конце главы.

«Эта замечательная жизнь»: После того, как Клэренс раскрывает Джорджу правду о своей миссии, а тот совершенно не воспринимает его всерьёз, его дилеммой становится "Как мне доказать Джорджу ценность его жизни?" Он пытается - безрезультатно - объяснить Джорджу негативные стороны суицида. Когда Джордж в ответ говорит, что лучше бы он вообще никогда не родился, Клэренсу приходит на ум новая идея, на воплощение которой он получает разрешение Джозефа.

• «Игра Эндера»: Дилемма Эндера ясна на протяжении всей главы, которая идёт после фатальной стычки с задирой Стилсоном. Но когда он просыпается на следующее утро в начале четвёртой главы, дилемма оформляется в конкретный вопрос: "Как не пойти в школу и избежать последствий его драки со Стилсоном?" Дилемма озвучивается в первых строках главы и подкрепляется диалогом с членами его семьи на следующей странице.

«Хозяин морей: На краю земли»: После того, как на корабле были восстановлены основные повреждения после стычки с французским приватиром "Ахерон", капитан Обри собирает офицеров в своём кабинете, чтобы обсудить варианты действий. Эпизод дилеммы начинается с краткого обсуждения битвы, в ходе которого мужчины анализируют преимущества "Ахерона" и методы, которые он использовал, чтобы подобраться к "Внезапному" незаметно. Сама дилемма понятна из контекста: "Как восстановить судно и куда идти дальше?"

Хорошо написанная дилемма ясно даст понять читателям, что ваши персонажи – реальные, думающие и чувствующие люди. Также важно то, что эта часть обеспечит прочную связь между катастрофой предыдущей сцены и целью следующей.

ПЕРЕВОД: Евстигнеева Ю.А. специально для Сочинитель.ру.