Макс Фрай - сюжет ("Путешествие в Кеттари")

15.05.2018

Перед вами - последняя часть из цикла о сборнике повестей Макса Фрая "Чужак". Еще раз прошу прощения, если не удалось провести эту сессию так же зажигательно, как это вышло с "Академией проклятий". Видимо, в будущем надо стараться не читать книги повторно - все-таки свежий взгляд играет очень большую роль. Перечитывание оказывается сродни легкому читерству - уже и сюжет не так увлекает, герои знакомы, стиль тоже.

Но первое правило писателя - всегда доводи начатое до конца. Пожалуй, впору писать об этом отдельную статью, но сейчас я лучше завершу историю о моем прочтении Фрая заметками о сюжете. И самым идеальным кандидатом тут без сомнения является повесть "Путешествие в Кеттари" - не только потому, что завершает книгу, и не только потому, что "о путешествии".

Судите сами.

Кеттари
Кеттари

Вся первая половина повести может служить отличным образцом того, как надо помещать читателя на крючок. Уже в первой сцене сэр Джуффин бросает фразу, мимо которой не может пройти не только Макс (что понятно), но и редкий читатель сможет остаться равнодушным.

"Я с самого начала приберегал эту задачку для тебя, - заговорил Джуффин…"

Вот оно что! Хитрый и всеведущий начальник припас для героя что-то настолько каверзное, что даже не сразу решился об этом заговорить. Дальше следует небольшой экскурс в прошлое, но я бы хотела остановиться на том, что теперь читатель будет читать этот экскурс очень внимательно - ведь он понимает, что:

- Проблема существует давно;

- Проблема такая серьезная, что сам Джуффин за нее не берется;

- Проблема такая серьезная, что потребовался специалист "не из этого мира", чтобы к ней подступиться;

- Проблема напрямую связана с прошлым пройдохи-начальника, а значит впереди нас ждут скелеты в шкафу, и Магистры знают, что еще.

Вполне достаточный набор, чтобы загореться желанием узнать подробности.

В рассказе Джуффина тоже присутствуют мелкие крючочки, но они лишь распаляют воображение - у нас есть письмо человека, которому противостоят десятки свидетельских показаний. И все же есть маленькие нестыковки, которые не могут не привлекать внимание.

Ну а дальше, когда наше внимание уже никуда не денется, наступает черед временной передышки - сэр Макс превращается в леди Мерилин. У читателя есть время похихикать, а веселью отдельно способствует мощная аллюзия на бессмертный фильм "В джазе только девушки".

Крючок в начале повести настолько мощный, что даже бесконечные подтрунивания преображенного Макса над коллегами не снижают читательского интереса - мы непременно желаем разгадать тайну городка Кеттари, и чем быстрее и вкуснее - тем лучше. 

В пути нас снова возвращают к тайне. Странные реплики провожатого каравана, подслушанные разговоры в придорожных гостиницах - обстановка нагнетается настолько, что мы ждем прибытия в Кеттари почти как евреи ждали в пустыне манну небесную.

Дальше спойлерить я не буду, но отмечу, что почти что необходимым условием является разделение героя и спутников при наличии таковых - в компании люди чаще всего менее склонны к безумствам и совершают предсказуемые, скучные поступки. Оставьте героя одного в незнакомом месте - и он вас удивит. Добавьте к этому лишение героя почти всех имевшихся денег - и приключение станет еще более интересным.

Все, остальное уже точно спойлер.

Все это я к тому, что Макс Фрай (который автор) может и умеет нагнетать чистой воды детективный сюжет, когда ему это надо. И думаю, неслучайно именно эта повесть стала последней в сборнике, хотя и не заканчивается клиффхэнгером. После такого накала неискушенный читатель уж точно побежит за следующим томом.

Засим рубрика откланивается на пару недель, в которые я приступаю к чтению первого тома "Часодеев" Натальи Щербы. Книга и цикл в целом действительно популярны - а отзывы я при этом слышала мягко сказать разные. Вот и проверим)

И снова открывается прием предложений на следующие жертвы. Условия:

- Автор пишет на русском;

- Жанр НЕ ромфант, НЕ городское фэнтези и НЕ фэнтезийный янг адалт (да, суровая задачка);

- Книга или цикл - действительно прочный бестселлер. Важна не дата выхода, а устойчивость спроса на нее.

Спасибо, что читаете)